Типы документов



Постановление администрации г. Кемерово от 10.11.2023 N 3588 "Об основных направлениях долговой политики города Кемерово на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КЕМЕРОВО

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2023 г. в„– 3588

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления муниципальным долгом города Кемерово:
1. Утвердить основные направления долговой политики города Кемерово на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Кемерово от 07.12.2022 в„– 3761 "Об основных направлениях долговой политики города Кемерово на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.
4. Комитету по работе со средствами массовой информации администрации города Кемерово обеспечить официальное опубликование настоящего постановления.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава города
Д.В.АНИСИМОВ





Приложение
к постановлению администрации
города Кемерово
от 10 ноября 2023 г. в„– 3588

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КЕМЕРОВО
НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ

1. Общие положения

Долговая политика города Кемерово на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика) неразрывно связана с налоговой и бюджетной политикой, ее разработка и реализация направлены на решение задач по обеспечению потребностей в источниках заемного финансирования дефицита бюджета города Кемерово (далее - бюджет города) в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств на уровне, исключающем их неисполнение в экономических условиях, складывающихся на фоне беспрецедентных торговых и финансовых ограничений, введенных рядом стран в отношении Российской Федерации.
Основные направления долговой политики устанавливают факторы, определяющие характер, цели, задачи и инструменты ее реализации, анализ рисков, возникающих в процессе управления муниципальным долгом города Кемерово (далее - муниципальный долг).
Долговая политика реализуется с учетом плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, утвержденного постановлением администрации города Кемерово от 06.04.2021 в„– 992 "Об утверждении Порядка оздоровления муниципальных финансов города Кемерово на 2021 - 2025 годы" (далее - Порядок оздоровления муниципальных финансов).

2. Итоги реализации долговой политики за 2022 год
и истекший период 2023 года

В течение 2022 года и истекшего периода 2023 года на территории города Кемерово планомерно велась работа по сохранению объема муниципального долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, удешевлению стоимости обслуживания долговых обязательств. В 2022 году проведена работа по полному замещению кредитов коммерческих организаций бюджетными кредитами, предоставленными из областного бюджета. Обязательства перед кредиторами города Кемерово исполнялись и исполняются в установленные сроки.
За последние 2 года динамика основных показателей, характеризующих муниципальный долг, сложилась следующим образом:

Динамика основных показателей,
характеризующих муниципальный долг, в 2021 - 2022 годах

Показатели
2021 год
2022 год
Объем муниципального долга, млн. рублей
4 045,3
3 980,6
Прирост муниципального долга, млн. рублей
+77,7
-64,7
Темпы роста муниципального долга, %
102,0
98,4
Обслуживание муниципального долга, млн. рублей
132,7
75,1
Общий объем поступления налоговых, неналоговых доходов, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, млн. рублей
5 596,5
6 436,5
Отношение объема муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, %
72,3
61,8

В 2022 году объем муниципального долга снизился на 64,7 млн. рублей или на 1,6% за счет погашения бюджетных кредитов в течение года (в том числе по графику погашения - 29,3 млн. рублей, частично досрочного погашения - 35,4 млн. рублей).
Введение экономических санкций и существенный рост неопределенности в 2022 году привели к увеличению волатильности на финансовом рынке, росту рисков для финансовой стабильности, увеличению инфляционных ожиданий. Для стабилизации ситуации Правительство Российской Федерации и Банк России приняли комплекс мер, который включал в себя: повышение ключевой ставки Банком России до 20% годовых, введение контроля за движением капитала, приостановку торгов на Московской Бирже и др.
В связи с увеличением ключевой ставки, увеличилась стоимость обслуживания коммерческих кредитов. Для удешевления стоимости обслуживания муниципального долга было осуществлено полное замещение всех действующих коммерческих кредитов бюджетными кредитами из областного бюджета.
В рамках полученного в июне 2022 года Кемеровской областью - Кузбассом бюджетного кредита из федерального бюджета на погашение коммерческих заимствований бюджетам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2022 в„– 815, бюджету города был предоставлен бюджетный кредит из областного бюджета на погашение кредитов кредитных организаций, сложившихся на 01.01.2022, подлежащих погашению в 2022 году, в сумме 1 919,7 млн. рублей (срок погашения бюджетного кредита 2025 - 2027 годы).
В результате полного погашения коммерческих кредитов, расходы на обслуживание муниципального долга в 2022 году уменьшились на 57,6 млн. рублей.

Структура муниципального долга в 2021 - 2022 годах

Показатели
Единицы измерения
на 01.01.2022
на 01.01.2023
Кредиты кредитных организаций
млн. руб.
1 919,7
0,0
%
47,5
0,0
Бюджетные кредиты <*>
млн. руб.
2 125,6
3 980,6
%
52,5
100,0
Объем муниципального долга
млн. руб.
4 045,3
3 980,6
%
100,0
100,0

--------------------------------
<*> проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1% годовых.

В связи с погашением коммерческих кредитов в 2022 году изменилась структура муниципального долга - бюджетные кредиты составили 100,0%, по состоянию на 01.01.2022 доля коммерческих кредитов составляла 47,5%, бюджетных кредитов - 52,5%.

Кроме того, в сложных условиях исполнения бюджетов, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, одной из мер поддержки муниципальных образований является проведенная Минфином Кузбасса реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, ранее полученным муниципальными образованиями из областного бюджета.
В июне 2022 года была проведена реструктуризация задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному бюджету города, на сумму 548,0 млн. рублей. По итогам реструктуризации погашение основного долга будет осуществляться в период с 2023 по 2029 год включительно со следующими сроками погашения: 2023 - 2027 годы ежегодно в размере 5 процентов от суммы задолженности, 2028 - 2029 годы ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности.
С 2020 года согласно статье 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации все муниципальные образования ежегодно делятся на группы заемщиков по уровням долговой устойчивости.
Оценка значений показателей долговой устойчивости города Кемерово проводится Министерством финансов Кузбасса в соответствии с постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 27.11.2020 в„– 697 "Об утверждении Порядка оценки долговой устойчивости муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса".
В соответствии с классификацией муниципальных образований Кузбасса по группам долговой устойчивости в 2022 и 2023 годах в соответствии с приказами Министерства финансов Кузбасса от 23.09.2022 в„– 82 "Об утверждении Перечня муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, отнесенных к группам долговой устойчивости в 2022 году", от 19.09.2023 в„– 141 "Об утверждении Перечня муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса, отнесенных к группам долговой устойчивости в 2023 году" город Кемерово отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Структура муниципального долга в 2023 году

Показатели
Единицы измерения
на 01.01.2023
на 01.10.2023
Отклонение
Объем муниципального долга, всего
млн. руб.
3 980,6
3 843,8
-136,8
в том числе:




Кредиты кредитных организаций
млн. руб.
0,0
0,0
0,0

%
0,0
0,0
0,0
Бюджетные кредиты <*>
млн. руб.
3 980,6
3 843,8
-136,8

%
100,0
100,0
0,0

--------------------------------
<*> проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1% годовых.

По состоянию на 01.10.2023 объем муниципального долга снизился на 136,8 млн. рублей или на 3,4% за счет погашения реструктуризированных бюджетных кредитов в течение года по графику погашения (сумма к погашению за 2023 год - 146,8 млн. рублей).
Привлечение кредитов коммерческих организаций в 2023 году не планируется.
В целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга, за 9 месяцев 2023 года произведены заимствования со счетов учреждений в„– в„– 03232, 03234 и 03235 в размере 1920,0 млн. рублей. Возврат заимствований произведен в полном размере. Экономия за счет проведения данных операций составила 12,3 млн. рублей.
В течение 2022 - 2023 годов на территории города Кемерово в целях сокращения дефицита бюджета города, снижения уровня муниципального долга и сокращения расходов на обслуживание муниципального долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики города в соответствии с Порядком оздоровления муниципальных финансов.
По состоянию на 01.10.2023 поступление налоговых и неналоговых доходов в бюджет города составило 7 011,4 млн. рублей, что на 887,2 млн. рублей больше поступлений аналогичного периода прошлого года или на 14,5%, поступление налоговых доходов увеличилось на 637,2 млн. рублей (или на 11,8%), неналоговых доходов - на 250,0 млн рублей (или на 35,2%). Ликвидная задолженность в бюджет города уменьшилась с начала 2023 года на 65,2 млн. рублей или на 21,1%.
Расходы бюджета города уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,6 млн. рублей или на 0,02%.
Объем муниципального долга по состоянию на 01.10.2023 снизился на 136,8 млн. рублей или на 3,4% и составил 3 843,8 млн. рублей.
Расходы на обслуживание муниципального долга за 9 месяцев 2023 года составили 2,6 млн. рублей (снижение к аналогичному периоду прошлого года - 71,2 млн. рублей).
Отсутствие кредитов кредитных организаций в структуре внутреннего муниципального долга способствует значительному сокращению расходов на обслуживание долговых обязательств.
В связи с этим, одной из ключевых задач долговой политики города Кемерово является сохранение доли расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на уровне, не превышающем 10 процентов.

3. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики на 2024 - 2026 годы

Реализация долговой политики в 2024 - 2026 годах будет осуществляться в условиях продолжающихся ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны других государств, что создает риски для внутренней финансовой стабильности.
В связи с этим долговая политика будет направлена на:
сокращение рисков превышения либо критического приближения уровня накапливаемых долговых обязательств к предельным значениям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации;
безусловное обеспечение полного исполнения принятых долговых обязательств независимо от влияния любых макроэкономических показателей и возможного ухудшения конъюнктуры на финансовом рынке.
Основными факторами, негативно влияющими на характер и направления долговой политики города Кемерово в текущих условиях, являются:
1) возможное снижение поступлений по налоговым и неналоговым доходам в бюджет города из-за влияния макроэкономических показателей, что может стать причиной роста объема муниципального долга на конец финансового года и роста долговой нагрузки на бюджет города;
2) возможная денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации, направленная на повышение размера ключевой ставки Банка России, которая негативно сказывается на процентных ставках по кредитам от кредитных организаций (в течение 2023 года ключевая ставка выросла с 7,5% до 15,0% годовых).
В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранят для города Кемерово роль важного источника финансирования дефицита бюджета города, а также погашения долговых обязательств. Мониторинг рынка финансовых услуг является важнейшим мероприятием при реализации долговой политики города Кемерово;
3) рост долговой нагрузки на бюджет города, начиная с 2025 по 2027 годы, в связи с погашением бюджетного кредита, предоставленного из областного бюджета на погашение коммерческих заимствований в 2022 году (в 2025 - 2027 годах сумма погашения составит 822,1 млн. рублей ежегодно).
Приоритетами долговой политики в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов будут являться:
1) обеспечение полного и своевременного исполнения принятых расходных обязательств города Кемерово;
2) выполнение условий, проводимой Министерством финансов Кузбасса реструктуризации бюджетных кредитов;
3) сохранение позиции в группе муниципальных образований с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего в соответствии с системой оценки Министерства финансов Кузбасса;
4) контроль за изменениями, вносимыми в бюджетное законодательство Российской Федерации;
5) своевременное реагирование на конъюнктуру рынка услуг по привлечению рыночных заимствований.

4. Цели и задачи долговой политики

4.1. Основными целями долговой политики на ближайшие три года являются:
1) формирование оптимальной структуры муниципального долга;
2) полнота, своевременность и равномерность исполнения долговых обязательств города Кемерово, отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
3) обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности бюджета города перед областным бюджетом по бюджетным кредитам;
4) обеспечение привлечения в бюджет города рыночных заимствований по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
5) поддержание параметров муниципального долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение долговой устойчивости бюджета города Кемерово на уровне, поддерживающем планомерное социально-экономическое развитие города Кемерово.
4.2. При реализации долговой политики необходимо решить следующие основные задачи:
1) поддержание экономически обоснованного объема муниципального долга для сохранения позиции в группе муниципальных образований Кузбасса с уровнем долговой устойчивости не ниже среднего;
2) обеспечение своевременного и равномерного исполнения и обслуживания долговых обязательств города Кемерово;
3) осуществление учета долговых обязательств своевременно и в полном объеме в муниципальной долговой книге города Кемерово;
4) обеспечение раскрытия информации о муниципальном долге;
5) управление рисками, связанными с осуществлением рыночных заимствований, гибкое реагирование на изменяющиеся условия рынка финансовых услуг;
6) осуществление контроля за показателями долговой устойчивости;
7) поддержание репутации надежного заемщика на основе безупречного исполнения долговых обязательств.

5. Инструменты реализации долговой политики

Долговая политика на 2024 - 2026 годы должна реализовываться посредством:
1) увеличения поступлений доходов в бюджет города и осуществления эффективных расходов, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов, с целью снижения дефицита бюджета города;
2) сохранения моратория на предоставление муниципальных гарантий города Кемерово;
3) осуществления мониторинга соответствия параметров муниципального долга, дефицита бюджета города и показателей долговой устойчивости, ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4) осуществления мониторинга ситуации на финансовых рынках и, в случае необходимости, проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств города Кемерово, а также замещение рыночных обязательств бюджетными кредитами, предоставленными из областного бюджета, и бюджетными кредитами, предоставленными на пополнение счета бюджета города органами Федерального казначейства, привлечение временно свободных средств муниципальных учреждений города Кемерово;
5) в случае необходимости проведения электронных аукционов на оказание услуг по открытию кредитных линий с целью удешевления стоимости обслуживания коммерческих кредитов;
6) привлечения в случае необходимости среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита бюджета города;
7) достижения равномерности выплат по обслуживанию и погашению муниципального долга;
8) проведения ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность бюджета города.

6. Долговые риски

Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость бюджета города.
При управлении долговыми рисками осуществляются:
1) оценка и анализ долговых рисков;
2) формирование долговой стратегии в течение финансового года с учетом оценки и анализа долговых рисков;
3) анализ достижения поставленных целей и реализации задач долговой политики.
Оценка и анализ долговых рисков представляет собой оценку потенциального воздействия на состояние муниципального долга факторов риска, которые прогнозируются экспертным методом. Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные долговые риски:
1) риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета города и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
2) риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования.
Значительная доля краткосрочных обязательств в структуре задолженности или неравномерный график погашения значительно повышают указанный риск. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг, сопоставляя складывающиеся на нем тенденции с графиком погашения долговых обязательств;
3) рыночный риск (риск процентной ставки) - риск, связанный с вероятностью увеличения объема расходов бюджета на обслуживание долга, связанный с увеличением Банком России размера ключевой ставки и (или) ростом объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств.
Дополнительный риск возникает в том случае, если значительная часть задолженности обслуживается по переменной (плавающей) процентной ставке. Как следствие, краткосрочные долговые обязательства или обязательства с переменной (плавающей) ставкой должны рассматриваться как более рискованные, чем долгосрочные обязательства с фиксированной ставкой;
4) операционный риск - риск возникновения потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем.
В целях противодействия возникновению операционного риска необходимо использование нормативных правовых актов в сферах управления муниципальным долгом и контроля за осуществляемыми операциями, а также эффективных механизмов отчетности.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск недостаточного поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет города, риск невыполнения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на характер и направления долговой политики города Кемерово.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
1) достоверное прогнозирование доходов бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета города;
2) принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств города Кемерово, а также учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга;
3) утверждение квалификационных требований муниципальных служащих, ответственных за управление муниципальным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;
4) минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
5) поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга;
6) постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов на обслуживание муниципального долга.

7. Сведения о показателях (индикаторах) реализации
мероприятий долговой политики

Основные мероприятия долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.

Наименование целевого показателя (индикатора)
Плановое значение показателя (индикатора), %
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Отношение дефицита бюджета города к доходам без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
<= 9,9
<= 9,9
<= 9,9
<= 9,9
Отношение муниципального долга в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
<= 50,0
<= 50,0
<= 50,0
<= 50,0
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета города без учета расходов бюджета города за счет субвенций
<= 10,0
<= 10,0
<= 10,0
<= 10,0
Доля просроченной кредиторской задолженности по долговым обязательствам в общем объеме задолженности по долговым обязательствам города Кемерово
0,0
0,0
0,0
0,0
Превышение ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков над ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации
<= 1,0
<= 1,0
<= 1,0
<= 1,0


------------------------------------------------------------------