По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Приказ Министерства образования Кузбасса от 11.09.2023 N 3039 "Об утверждении регламента проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА
ПРИКАЗ
от 11 сентября 2023 г. в„– 3039
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ
КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ
ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей от 28.04.2017 в„– ВК-1232/09 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы.
2. Приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 30.07.2019 в„– 1486 "Об утверждении Порядка оценки (добровольной сертификации) дополнительных общеразвивающих программ и состава экспертной группы" признать утратившим силу.
3. Сектору по связям с общественностью и медиакоммуникациям Министерства образования Кузбасса обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования Кузбасса.
4. Отделу правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса (Е.В.Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" и на официальном интернет-портале правовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Кузбасса О.Н.Колесниченко.
Министр образования Кузбасса
С.Ю.БАЛАКИРЕВА
Утвержден
приказом
Министерства образования Кузбасса
от 11 сентября 2023 г. в„– 3039
РЕГЛАМЕНТ
ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ФОРМЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
1. Общие положения
1.1. Регламент проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы (далее - Регламент) определяет механизм проведения независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы (далее - Общественная экспертиза).
1.2. Общественная экспертиза проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей с целью определения соответствия содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.
1.3. Система Общественной экспертизы организуется и координируется региональным модельным центром (далее - РМЦ).
1.4. К проведению Общественной экспертизы РМЦ привлекает независимых экспертов в соответствующей области знаний, обеспечивая выполнение задачи по оценке качества общеразвивающих программ, условия привлечения указанных независимых экспертов определяются РМЦ самостоятельно.
1.5. Общественная экспертиза проводится группой экспертов на основании добровольной заявки образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, организации осуществляющие обучение, в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности (далее - организации), реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.
1.6. Проведение Общественной экспертизы программ организуется таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимозависимости между экспертом и организациями, направившими программы на Общественную экспертизу.
2. Организация проведения Общественной экспертизы
2.1. Проведение Общественной экспертизы предусматривает выполнение следующих процедур:
подготовку к проведению Общественной экспертизы;
проведение Общественной экспертизы;
обработку и оформление результатов Общественной экспертизы;
принятие мер по улучшению качества дополнительных общеразвивающих программ.
2.2. Подготовка к проведению Общественной экспертизы дополнительных общеразвивающих программ.
2.2.1. РМЦ при подготовке к проведению Общественной экспертизы:
проводит отбор экспертов, которые могут привлекаться для проведения Общественной экспертизы с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2014 в„– 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы";
проводит подготовку экспертов (при необходимости);
проводит техническую подготовку и обеспечивает доступ экспертам в информационную систему "Навигатор дополнительного образования детей Кузбасса" (далее - Навигатор);
обеспечивает информирование организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы, о критериях, методике, процедуре и результатах проведения Общественной экспертизы.
2.3. Проведение Общественной экспертизы.
2.3.1. В целях проведения Общественной экспертизы организации направляют в адрес РМЦ заявки по форме согласно приложению в„– 1 к настоящему Регламенту на проведение процедуры Общественной экспертизы.
К заявке прилагается программа, подлежащая Общественной экспертизе.
Заявка и программа направляется через личный кабинет организации в Навигаторе согласно инструкции, разработанной РМЦ.
2.3.2. Регистрация дополнительной общеразвивающей программы на проведение Общественной экспертизы осуществляется автоматически в день загрузки.
2.3.3. РМЦ осуществляет распределение дополнительных общеразвивающих программ, поступивших на экспертизу, между экспертами посредством Навигатора в течение 3 рабочих дней после регистрации.
2.3.4. Общественная экспертиза осуществляется по методике и критериям оценки дополнительных общеразвивающих программ, заявленных на Общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Кемеровской области - Кузбасса согласно приложению в„– 2 к настоящему Регламенту.
2.3.5. Срок проведения Общественной экспертизы программы устанавливается в соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 в„– 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (не более 120 дней).
2.3.6. Результаты Общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеразвивающей программы согласно приложению в„– 3 к настоящему Регламенту посредством Навигатора.
2.3.7. Общественная экспертиза считается завершенной, если дополнительная общеразвивающая программа оценена тремя экспертами.
2.4. Обработка и оформление результатов Общественной экспертизы.
2.4.1. РМЦ в течение 5 рабочих дней рассматривает экспертные листы, размещенные экспертами в Навигаторе, формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам Общественной экспертизы.
2.4.2. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам Общественной экспертизы, должен содержать:
объективные, достоверные и обоснованные выводы экспертов о соответствии или несоответствии программы, в отношении которой проводилась Общественная экспертиза, или ее отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соответствии содержания программы заявленным в ней целям и задачам, потребностям обучающихся, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность;
общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия (реализации) программы, в отношении которой проводилась Общественная экспертиза;
предложения и рекомендации по совершенствованию программы, в отношении которой проводилась Общественная экспертиза.
2.4.3. Итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам Общественной экспертизы программ, размещается РМЦ в течение 3 рабочих дней со дня формирования итогового документа (заключения) в Навигаторе, а также на официальном сайте государственного автономного учреждения дополнительного образования "Кузбасский центр дополнительного образования" в разделе РМЦ.
2.4.4. РМЦ разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеразвивающих программ по приведению в соответствие содержания программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся.
2.4.5. Результаты Общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Приложение в„– 1
к Регламенту проведения
независимой оценки
качества дополнительных
общеразвивающих программ
Заявка на проведение независимой оценки качества
дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной
экспертизы
Наименование муниципального образования
Наименование образовательной организации
Наименование дополнительной общеразвивающей программы
Направленность образовательной программы
Вид деятельности образовательной программы
Место реализации образовательной программы (с указанием муниципального образования реализации образовательной программы)
Цели и задачи образовательной программы, а также ожидаемые результаты реализации образовательной программы (для каждой отдельной части образовательной программы)
Форма обучения по образовательной программе и используемые образовательные технологии
Аннотация образовательной программы
Возрастная категория
Категория(и) состояния здоровья обучающихся (включая указание на наличие ограниченных возможностей здоровья у обучающихся)
Период реализации образовательной программы (продолжительность реализации в месяцах всей программы и каждой ее отдельной части)
Продолжительность реализации образовательной программы в часах (всей программы и каждой отдельной части), в том числе в рамках групповой работы с детьми, индивидуальной работы с детьми, работы со всем объединением по программе (при наличии соответствующих часов в учебном плане программы; всей программы и каждой отдельной части образовательной программы)
Сведения о квалификации педагогических работников, реализующих образовательную программу (для каждой отдельной части образовательной программы)
Число часов сопровождения детей дополнительным педагогическим работником одновременно с педагогическим работником, непосредственно осуществляющим реализацию образовательной программы, в том числе в рамках групповой работы с детьми, индивидуальной работы с детьми, работы со всем объединением по программе (при наличии; для каждой отдельной части образовательной программы)
Ожидаемая средняя численность детей, одновременно обучающихся в рамках часов учебного плана, предусматриваемых реализацию программы одновременно для всего объединения
Ожидаемая минимальная и максимальная численность детей, обучающихся в одной группе (для каждой отдельной части образовательной программы)
Нормы оснащения детей средствами обучения при проведении обучения по образовательной программе и планируемая интенсивность использования средств обучения при реализации образовательной программы
Сведения о необходимости предоставления медицинской справки при зачислении на обучение
Сведения о документе, предоставляемом по результатам освоения образовательной программы (при наличии)
ID-номер дополнительной общеразвивающей программы в информационной системе "Навигатор дополнительного образования детей Кузбасса"
Контактные данные разработчика (разработчиков) программы (телефон, адрес электронной почты)
Даю согласие на обработку и использование персональных данных в
соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 в„– 152-ФЗ "О
персональных данных".
Подтверждаю, что информация, содержащаяся в заявке является
достоверной.
К заявке на проведение независимой оценки качества дополнительных
общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы прилагаются
общеразвивающая(ие) программа(ы):
1. ____________________________________________________________________
2. ____________________________________________________________________
"___"______________ 20___ года ____________/ ______________________
подпись
для отметок РМЦ
Заявка принята для независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в форме общественной экспертизы
Должность
Фамилия ИО
Подпись
Приложение в„– 2
к Регламенту проведения
независимой оценки
качества дополнительных
общеразвивающих программ
Критерии оценки дополнительных общеразвивающих программ,
заявленных на общественную экспертизу
Степень соответствия требованиям
Наименование и содержание структурных элементов программы
Соответствует
(2 балла)
Частично соответствует
(1 балл)
Не соответствует
(0 баллов)
1
2
3
4
1. Титульный лист
1.1. Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена ДООП (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитаны; срок реализации программы; направленность; уровень; ФИО., должность разработчика (разработчиков); название города (населенного пункта), в котором реализуется программа; год разработки программы
2. Пояснительная записка
2.1. Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных программ), (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность программы), формы обучения, особенности организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий)
2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности
2.3. Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
2.4. Учет половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
2.6. Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
3. Учебный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
4. Содержание программы
4.1. Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов)
4.2. В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям ФЗ от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей, последовательность реализации содержания учебного плана продолжительность каникул. Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы)
6. Условия реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие информационно-методических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов)
6.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы
6.4 Программа реализуется в сетевой форме
7. Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
7.2. Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии с правилами составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011)
8. Культура оформления программы
8.1. Соответствие и обоснованность используемой терминологии
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом.
2. Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом, только после устранения недочетов.
3. Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
Методика оценки полученных результатов экспертизы
1
15 баллов и менее
программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом
2
от 16 до 22 баллов
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом только после устранения недочетов
3
от 23 до 28 баллов
программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом
Приложение в„– 3
к Регламенту проведения
независимой оценки
качества дополнительных
общеразвивающих программ
Экспертный лист оценки дополнительной общеразвивающей
программы
1. Наименование муниципального образования ____________________________
2. Наименование образовательной организации ___________________________
3. Наименование программы _____________________________________________
4. Направленность программы ___________________________________________
5. Разработчик (разработчики) _________________________________________
6. ФИО эксперта, должность ____________________________________________
Степень соответствия требованиям
Наименование и содержание структурных элементов программы
Соответствует (2 балла)
Частично соответствует
(1 балл)
Не соответствует
(0 баллов)
1
2
3
4
1. Титульный лист
1.1. Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена ДООП (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитаны; срок реализации программы; направленность; уровень; ФИО., должность разработчика (разработчиков); название города (населенного пункта), в котором реализуется программа; год разработки программы
2. Пояснительная записка
2.1. Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных программ), (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы, продолжительность программы), формы обучения, особенности организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий)
2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности
2.3. Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
2.4. Учет половозрастных, индивидуально-психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
2.6. Наличие описания и оправданность форм организации и содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
3. Учебный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
4. Содержание программы
4.1. Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов)
4.2. В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачам и планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям ФЗ от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей, последовательность реализации содержания учебного плана продолжительность каникул.
Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы)
6. Условия реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие информационно-методических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов)
6.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы
6.4. Программа реализуется в сетевой форме
7. Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
7.2. Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии с правилами составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011)
8. Культура оформления программы
8.1. Соответствие и обоснованность используемой терминологии
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом.
2. Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом, только после устранения недочетов.
3. Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, реализуемых исполнителем услуги в рамках предоставления услуги в соответствии с социальным сертификатом.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
------------------------------------------------------------------