По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Постановление администрации Березовского городского округа от 04.09.2023 N 895 "Об утверждении основных направлений долговой политики Березовского городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2023 г. в„– 895
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях эффективного управления муниципальным долгом Березовского городского округа и принятия мер по снижению долговой нагрузки, администрация Березовского городского округа постановляет:
1. Утвердить основные направления долговой политики Березовского городского округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно приложению.
2. Начальнику организационного отдела администрации Березовского городского округа Салгановой М.А. обеспечить опубликование настоящего постановления в сетевом издании "Вестник Березовского городского округа Кемеровской области".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Березовского городского округа по экономике и финансам Апанасенко Ю.В.
4. Постановление вступает в силу после официального опубликования.
Глава Березовского
городского округа
С.А.ЩЕГЕРБАЕВА
Приложение
к постановлению администрации
Березовского городского округа
от 4 сентября 2023 г. в„– 895
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2024 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления долговой политики Березовского городского округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - долговая политика городского округа) определяют основные цели и мероприятия по управлению муниципальным долгом Березовского городского округа.
Долговая политика городского округа является составной частью бюджетной политики и определяет стратегию эффективного управления муниципальным долгом Березовского городского округа.
Долговая политика городского округа реализуется с учетом мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Березовского городского округа до 2035 года, программой финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 10.03.2020 в„– 237 "Об утверждении Программы финансового оздоровления Березовского городского округа на 2019 - 2024 годы" (в редакции от 01.06.2023 в„– 536) (далее - Программа оздоровления муниципальных финансов), а также муниципальной программой "Управление муниципальными финансами Березовского городского округа", утвержденной постановлением администрации Березовского городского округа от 23.06.2014 в„– 373 (с учетом изменений и дополнений).
Долговая политика городского округ направлена на:
1) обеспечение финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа;
2) своевременное и полное исполнение долговых обязательств бюджета Березовского городского округа;
3) обеспечение поддержания расходов на обслуживание муниципального долга в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и в соответствии с решением о бюджете Березовского городского округа на текущий финансовый год и на плановый период;
4) минимизацию стоимости обслуживания муниципального долга Березовского городского округа;
5) гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
6) соблюдение показателей и индикаторов, установленных Программой оздоровления муниципальных финансов.
2. Итоги реализации долговой политики
Березовского городского округа
В течение предыдущих лет в Березовском городском округе планомерно велась работа по сохранению объема муниципального долга на безопасном уровне, достижению равномерного распределения во времени платежей по погашению и обслуживанию муниципального долга, а также удешевлению стоимости обслуживания долговых обязательств.
Динамика
муниципального долга Березовского городского округа
в 2019 - 2022 годах
Показатели
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
Объем муниципального долга, млн. рублей
56,0
68,8
70,8
70,8
Прирост муниципального долга, млн. рублей
+10,0
+12,8
+2,0
-
Темпы роста муниципального долга, %
+21,7
+22,9
+2,9
-
Обслуживание муниципального долга, млн. рублей
4,4
4,7
4,6
2,9
Общий объем поступления налоговых, неналоговых доходов, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, млн. рублей
219,1
197,4
215,0
241,7
Отношение объема муниципального долга к налоговым и неналоговым доходам бюджета, за исключением дополнительного норматива по налогу на доходы физических лиц, %
25,6
34,9
32,9
29,3
Бюджет Березовского городского округа характеризуется высоким уровнем дефицита. В период с 2019 по 2021 годы наличие обязательств социального и инвестиционного характера, неисполнение которых в силу их социальной значимости для жизнедеятельности городского округа при недостаточном объеме собственных доходов могло повлечь негативные последствия, потребовало привлечения кредитных ресурсов на обеспечение покрытия кассового разрыва при исполнении бюджета городского округа. В 2019 - 2020 годах ежегодный прирост объема муниципального долга превышал 20% и по состоянию на 01.01.2022 вырос на 54% и достиг 70,8 млн. рублей за счет привлечения коммерческих кредитов. Наиболее высокие темпы роста размера муниципального долга отмечены по итогам исполнения за 2020 год, когда наблюдалось значительное снижение поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет Березовского городского округа в связи со снижением экономической активности крупных предприятий города в условиях пандемии. В 2021 году на фоне частичного восстановления экономической активности и роста объемов поступления в бюджет городского округа налоговых и неналоговых доходов на 10,6% темпы роста объема муниципального долга снизились до 2,9% (увеличение муниципального долга составило 2 млн. рублей). Сохранение высокого уровня долговой нагрузки привело к необходимости удержания консервативной бюджетной политики при исполнении бюджета Березовского городского округа.
Структура
муниципального долга в 2019 - 2022 годах
Показатели
Единицы измерения
на 01.01.2020
на 01.01.2021
на 01.01.2022
на 01.01.2023
Кредиты кредитных организаций
млн. руб.
56,0
68,8
70,8
0,0
%
100,0
100,0
100,0
0,0
Бюджетные кредиты
млн. руб.
0,0
0,0
0,0
70,8
%
0,0
0,0
0,0
100,0
Объем муниципального долга
млн. руб.
56,0
68,8
70,8
70,8
%
100,0
100,0
100,0
100,0
Структура муниципального долга городского округа по состоянию на 01.01.2022 состояла из кредитов коммерческих банков. Погашение кредитов исполнялось в установленные сроки. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга применялась практика привлечения краткосрочных бюджетных кредитов в пределах финансового года на пополнение оборотных средств.
В течение 2022 года проведена оптимизация структуры муниципального долга городского округа. По состоянию на 01.08.2022 коммерческие кредиты полностью замещены бюджетными кредитами. Средневзвешенная процентная ставка в результате составила 0,1%. Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2023 остался на уровне 70,8 млн. рублей.
3. Текущее состояние муниципального долга
Березовского городского округа
В 2021 - 2023 годах на территории Березовского городского округа в целях сокращения дефицита бюджета городского округа, снижения уровня муниципального долга и сокращения расходов на обслуживание муниципального долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по увеличению доходов, повышению эффективности расходов и совершенствованию долговой политики в рамках Программы оздоровления муниципальных финансов.
Поступление доходов в 2022 году составило 2 301,0 млн. рублей, из них налоговых и неналоговых доходов - 447,1 млн. руб., что на 16,4% превышает уровень исполнения 2021 года. При этом расходы бюджета Березовского городского округа по состоянию на 01.01.2023 составили 2 302,6 млн. рублей и возросли к уровню 2021 года на 446,0 млн. рублей или на 25,4%.
По состоянию на 01.08.2023 поступление доходов в бюджет Березовского городского округа составило 1 353,8 млн. рублей, что на 127,9 млн. рублей или на 10,4% превышает уровень соответствующего периода 2022 года. При этом налоговых и неналоговых доходов поступило всего 307,8 млн. рублей, что на 69,5 млн. рублей или на 29,2% больше поступлений аналогичного периода 2022 года. Объем муниципального долга Березовского городского округа сократился на 10,3 млн. рублей или на 14,5% и составил 60,5 млн. рублей. Структура муниципального долга состоит из долгосрочных бюджетных кредитов с процентной ставкой 0,1%.
4. Основные факторы, определяющие характер
и направления долговой политики
Основными факторами долговой политики Березовского городского округа являются:
1) макроэкономические условия реализации долговой политики Березовского городского округа. Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к снижению динамики основных экономических показателей, в том числе росту инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению объема доходов, что может негативно отразиться на возможности осуществления муниципальных заимствований в нужных объемах и на приемлемых условиях;
2) высокий уровень муниципального долга. При реализации долговой политики Березовского городского округа необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного муниципального долга, темпы его роста и структура не снижали уровня кредитоспособности (платежеспособности) и возможности обеспечивать социально-экономическое развитие Березовского городского округа;
3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями. В среднесрочной перспективе кредиты, привлеченные от кредитных организаций, сохранят роль важного источника финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа, а также погашения долговых обязательств. Мониторинг рынка финансовых услуг останется важнейшим мероприятием при реализации долговой политики городского округа.
Вне зависимости от макроэкономических условий и состояния рынка финансовых услуг долговая политика Березовского городского округа продолжит характеризоваться:
1) направленностью на обеспечение способности бюджета Березовского городского округа осуществлять муниципальные заимствования на приемлемых условиях и в объемах, необходимых для финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа, а также погашения долговых обязательств и решения социально-экономических задач;
2) прозрачной аукционной политикой, постоянным и эффективным информационным взаимодействием с финансовыми организациями.
Долговая политика городского округа должна реализовываться по следующим взаимосвязанным направлениям:
1) планирование объема муниципального долга и расходов бюджета Березовского городского округа на его обслуживание;
2) снижение долговых рисков;
3) активное управление муниципальным долгом Березовского городского округа.
5. Цели и задачи долговой политики
Основными целями долговой политики Березовского городского округа являются:
1) обеспечение сбалансированности бюджета Березовского городского округа при соблюдении ограничений по долговой нагрузке бюджета Березовского городского округа, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
2) полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Березовского городского округа.
Основными задачами долговой политики городского округа являются:
1) сокращение объема муниципального долга и расходов на его обслуживание с учетом результатов исполнения бюджета Березовского городского округа;
2) снижение долговых рисков, гибкое реагирование на изменяющиеся условия рынка финансовых услуг и использование наиболее благоприятных видов муниципальных заимствований (кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты);
3) использование механизмов оперативного управления долговыми обязательствами, в том числе:
оптимизация структуры муниципального долга городского округа по видам и срокам заимствований;
осуществление досрочного погашения долговых обязательств;
привлечение краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета Березовского городского округа.
Целевые ориентиры долговой политики городского округа в 2024 - 2026 годах должны определяться необходимостью соблюдения долговых обязательств.
При реализации долговой политики городского округа в 2024 - 2026 годах необходимо обеспечить:
1) дефицит бюджета Березовского городского округа на уровне не более 5% от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за соответствующий финансовый год;
2) долю общего объема долговых обязательств по кредитам, привлеченным от кредитных организаций, на уровне не более 50% от доходов бюджета Березовского городского округа без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений за соответствующий финансовый год;
3) ограничение расходов на обслуживание муниципального долга на уровне не более 0,7% от общего объема расходов бюджета Березовского городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы;
4) отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Березовского городского округа;
5) привлечение заемных средств в бюджет Березовского городского округа от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не выше уровня ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Целевые показатели
(индикаторы) долговой политики
Березовского городского округа на 2024 - 2026 годы
в„– п/п
Наименование целевого показателя (индикатора)
Плановое значение целевого показателя (индикатора), %
2024 год
2025 год
2026 год
1
Отношение дефицита бюджета городского округа к доходам без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
не более 5,0
не более 5,0
не более 5,0
2
Отношение муниципального долга в виде обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций, к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений
не более 49,7
не более 49,7
не более 49,7
3
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета городского округа, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы
не более 0,7
не более 0,7
не более 0,7
4
Доля просроченной задолженности по долговым обязательствам в общем объеме задолженности по долговым обязательствам Березовского городского округа
0,0
0,0
0,0
6. Инструменты реализации долговой политики
Реализация долговой политики городского округа будет осуществляться в условиях ограниченности финансовых ресурсов и растущего давления на расходную часть бюджета Березовского городского округа. Долговая политика городского округа на 2024 - 2026 годы должна реализовываться посредством:
1) увеличения поступлений доходов в бюджет Березовского городского округа и осуществления эффективных расходов, недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов, с целью снижения дефицита бюджета Березовского городского округа;
2) использование механизма управления свободными остатками денежных средств на едином счете бюджета Березовского городского округа;
3) осуществления мониторинга соответствия параметров муниципального долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
4) достижения равномерности выплат по обслуживанию и погашению муниципального долга;
5) привлечение бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) при невозможности использования других инструментов реализации долговой политики осуществления мониторинга ситуации на финансовых рынках и привлечение кредитов от кредитных организаций.
7. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе
управления муниципальным долгом
Оценка и анализ долговых рисков позволяют выявить наиболее существенные из них:
1) риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств. В целях оценки риска рефинансирования необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг рынка финансовых услуг;
2) риск ликвидности - вероятность неполучения денежных средств на финансирование дефицита бюджета Березовского городского округа от погашение долговых обязательств, связанная с отказом организаций предоставить заемные средства;
3) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов бюджета на обслуживание долга вследствие увеличения процентных ставок по кредитам от кредитных организаций.
Своевременное выявление, контроль и оценка долговых рисков снижают вероятность их наступления и обеспечивают долговую устойчивость бюджета Березовского городского округа.
Мерами, принимаемыми в целях управления долговыми рисками для бюджета Березовского городского округа, возникающими в процессе управления муниципальным долгом, будут являться:
1) осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований муниципальными образованиями Российской Федерации;
2) осуществление достоверного прогнозирования доходов бюджета Березовского городского округа и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Березовского городского округа;
3) принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию расходных и долговых обязательств бюджета Березовского городского округа.
Реализация мер, предусмотренных настоящей долговой политикой, позволит:
поддерживать величину муниципального долга на безопасном уровне;
сохранять финансовую устойчивость бюджета Березовского городского округа;
оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание муниципального долга и перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение приоритетных задач бюджетной политики Березовского городского округа.
------------------------------------------------------------------