Типы документов



Приказ Министерства образования Кузбасса от 10.07.2023 N 2393 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве образования Кузбасса"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

ПРИКАЗ
от 10 июля 2023 г. в„– 2393

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 в„– 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 в„– 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства" приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве образования Кузбасса.
2. Определить отдел правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса уполномоченным подразделением, ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве образования Кузбасса.
3. Признать утратившим силу приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 27.02.2019 в„– 400 "Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в департаменте образования и науки Кемеровской области".
4. Сектору по связям с общественностью и медиакоммуникациям Министерства образования Кузбасса обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования Кузбасса.
5. Отделу правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса:
обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" и на официальном интернет - портале правовой информации;
ознакомить государственных гражданских служащих Министерства образования Кузбасса с настоящим приказом под подпись.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра образования Кузбасса
А.А.БАКАНОВ





Утверждено
приказом Министерства
образования Кузбасса
от 10 июля 2023 г. в„– 2393

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ
ТРЕБОВАНИЯМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 в„– 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения требованиям антимонопольного законодательства" (далее - методические рекомендации) и определяет правила организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве образования Кузбасса (далее - антимонопольный комплаенс, Министерство).
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных методическими рекомендациями.

2. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса

2.1. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
2.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве.
2.3. Принципы осуществления антимонопольного комплаенса:
законность;
заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
непрерывность анализа и функционирования антимонопольного законодательства в Министерстве;
совершенствования антимонопольного комплаенса.

3. Уполномоченное подразделение, ответственное
за организацию и функционирование антимонопольного
комплаенса, а также функции коллегиального органа,
осуществляющего оценку эффективности организации
и функционирования антимонопольного комплаенса

3.1. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет министр образования Кузбасса, который:
а) принимает правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение государственными гражданскими служащими (работниками) Министерства правовых актов об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
3.2. Уполномоченным подразделением, осуществляющим деятельность по организации, обеспечению контроля и анализа эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве, является отдел правовой и кадровой работы.
3.3. Уполномоченное подразделение подчиняется непосредственно министру образования Кузбасса, и наделено необходимыми полномочиями и ресурсами для выполнения своих задач, в том числе за счет определения порядка взаимодействия лиц, осуществляющих антимонопольный комплаенс, и других отделов Министерства.
3.3. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
а) разработка и представление на утверждение министру образования Кузбасса приказа об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в указанный приказ), а также внутренних документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности их возникновения;
в) выявление конфликта интересов в деятельности служащих (работников) отделов Министерства, разработка предложений по их исключению;
г) консультирование служащих (работников) Министерства по вопросам, связанным соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) организация взаимодействия с другими отделами Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
е) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с осуществлением антимонопольного комплаенса;
ж) организация внутренних расследований, связанных с осуществлением антимонопольного комплаенса и участие в них;
з) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему по вопросам, связанным с выявленными нарушениями, проводимыми проверками, и привлечения к ответственности;
и) информирование министра образования Кузбасса о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
к) иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного комплаенса.
3.4. Оценку эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган.
Функции коллегиального органа возложены на Общественный совет при Министерстве.
К функциям коллегиального органа относятся:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.

4. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного
законодательства

4.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением совместно с другими структурными подразделениями Министерства на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
4.1.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
4.1.2. Анализ нормативных правовых актов Министерства.
4.1.3. Анализ проектов нормативных правовых актов Министерства.
4.1.4. Мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства (в части обращения и ответов Министерства при реализации своих полномочий).
4.1.5. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Мероприятия, предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Положения, должны осуществляться за один и тот же период каждого года (далее - отчетный период) и проводятся уполномоченным подразделением Министерства.
4.3. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за 3 года, предшествующих отчетному периоду (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
4.3.1. Осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства.
4.3.2. Составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве совместно со структурными подразделениями Министерства, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за 3 года, предшествующих отчетному периоду, нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (с указанием нарушенной нормы законодательства, краткого изложения сути нарушения, последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также сведения о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения. Указанный перечень формируется не позднее 15 рабочих дней после окончания отчетного периода.
4.4. При проведении (не реже одного раза в год) анализа нормативных правовых актов Министерства уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
4.4.1. Разработка и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
4.4.2. Размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления о начале и окончании сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
4.4.3. Осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов.
4.4.4. Представление министру образования Кузбасса служебной записки с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства. Указанная записка формируется не позднее 15 рабочих дней после окончания отчетного периода.
4.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Министерства уполномоченным подразделением совместно с руководителями структурных подразделений Министерства, ответственными на разработку проектов нормативных правовых актов, реализуются следующие мероприятия:
4.5.1. Размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта нормативного правового акта Министерства. В случае если проект нормативного правового акта содержит положения, регулируемые антимонопольным законодательством, указанный проект размещается на официальном сайте Министерства с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию.
4.5.2. Осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта, по результатам которой составляется справка с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) учета в проекте нормативного правового акта представленных замечаний и предложений организаций и граждан. Срок сбора замечаний и предложений организаций и граждан составляет 10 календарных дней со дня размещения проекта нормативного правового акта Министерства на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Справка с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) учета в проекте нормативного правового акта представленных замечаний и предложений организаций и граждан, предусмотренная настоящим подпунктом, составляется в течение 2 рабочих дней со дня поступления от организаций и граждан замечаний и предложений. В случае размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проекта нормативного правового акта Министерства руководителем структурного подразделения Министерства, ответственного за разработку проекта нормативного правового акта, за исключением отдела правовой и кадровой работы Министерства, указанная справка в день ее подписания руководителем структурного подразделения представляется в отдел правовой и кадровой работы Министерства.
4.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
4.6.1. Осуществление на постоянной основе сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о правоприменительной практике в Министерстве.
4.6.2. Подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом 4.6.1 настоящего Положения, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве, а также о проблемах правоприменения. Указанная справка формируется не позднее 15 рабочих дней после окончания отчетного периода.
4.6.3. Проведение (по мере необходимости) рабочих совещаний с приглашением антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
4.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
4.7.1. Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции.
4.7.2. Выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
4.7.3. Возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
4.7.4. Привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде дисквалификации.
4.8. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением по уровням согласно приложению в„– 1 к настоящему Положению.
4.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением совместно с другими структурными подразделениями Министерства составляются карты рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве, по форме согласно приложению в„– 2 к настоящему Положению.
4.10. В карты рисков включаются:
выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
описание причин возникновения рисков;
описание условий возникновения рисков;
мероприятия по минимизации и устранению рисков;
наличие (отсутствие) остаточных рисков;
вероятность повторного возникновения рисков.
4.11. Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются министром образования Кузбасса или уполномоченным им лицом, и размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.12. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на основе карты рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве по форме согласно приложению в„– 3 к настоящему Положению.
4.13. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства разрабатывается ежегодно.
4.14. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства утверждается министром образования Кузбасса или уполномоченным им лицом и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4.15. Уполномоченное подразделение на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.16. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, а также об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

5. Ключевые показатели и оценка эффективности
функционирования антимонопольного комплаенса

5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса для уполномоченного подразделения, так и для Министерства в целом, установлены следующие ключевые показатели:
5.1.1. Снижение количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства (предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) за отчетный период.
5.1.2. Снижение замечаний, предложений организаций и граждан по перечню актов, на основании которых необходимо вносить изменения.
5.1.3. Снижение замечаний, предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта, согласно которым проект нормативного правового акта нуждается в доработке.
5.1.4. Снижение количества правонарушений в правоприменительной практике Министерства.
5.2. Ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве, предусмотренные пунктом 5.1 настоящего Положения (далее - ключевые показатели эффективности), могут быть выражены в абсолютных значениях (единицы, штуки), в относительном значении (проценты).
5.3. Уполномоченное подразделение проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности. Указанная оценка проводится не позднее 20 рабочих дней после окончания отчетного периода.
5.4. Оценка достижения ключевых показателей эффективности проводится на основании сравнения показателей за отчетный период текущего года и период, предыдущий отчетному периоду, включенных в следующие документы:
перечень нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, предусмотренный подпунктом 4.3.2 настоящего Положения;
служебную записку с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства, предусмотренную подпунктом 4.4.4 настоящего Положения;
справку с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) учета в проекте нормативного правового акта представленных замечаний и предложений организаций и граждан, предусмотренную подпунктом 4.5.2 настоящего Положения;
аналитическую справку об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве, предусмотренную подпунктом 4.6.2 настоящего Положения.
5.5. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.

6. Доклад об антимонопольном комплаенсе

6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе составляется в течение 25 рабочих дней после окончания отчетного периода и содержит информацию, указанную в пунктах 4.16, 5.5 настоящего Положения.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе представляется в Общественный совет при Министерстве на утверждение уполномоченным подразделением.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при Министерстве, размещается на официальном сайте Министерства.
6.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный Общественным советом при Министерстве, направляется Министерством в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области для включения информации о мерах по организации и функционированию антимонопольного комплаенса в исполнительных органах Кемеровской области - Кузбасса в доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, подготавливаемый в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции".





Приложение в„– 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
в Министерстве образования Кузбасса

УРОВНИ
РИСКОВ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Уровень риска
Описание риска
Низкий
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства образования Кузбасса (далее - Министерство) по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует
Незначительный
Вероятность выдачи Министерству предупреждения
Существенный
Вероятность выдачи Министерству предупреждения и возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства
Высокий
Вероятность выдачи Министерству предупреждения, возбуждения в отношении него дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация)





Приложение в„– 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
в Министерстве образования Кузбасса

Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства
в Министерстве образования Кузбасса

Уровень риска
Вид рисков
Описание рисков
Причины возникновения рисков
Наличие (отсутствие) остаточных рисков
Вероятность повторного возникновения рисков











Приложение в„– 3
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
в Министерстве образования Кузбасса

План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Министерства образования Кузбасса

в„– п/п
Описание рисков
Мероприятия по минимизации и устранению рисков
Ответственные исполнители
Срок исполнения мероприятия







------------------------------------------------------------------