Типы документов



Решение Кемеровского областного суда от 31.05.2023 по делу N 3а-235/2023 <О признании не действующими в части постановлений Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.11.2022 N 957, от 30.11.2022 N 958, от 30.11.2022 N 960>



КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2023 г. по делу в„– 3а-235/2023

Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Альбек Ю.С.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
"31" мая 2023 года

административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" о признании нормативных правовых актов недействующими в части

установил:

30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление в„– 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 в„– 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" (далее также Постановление в„– 957 - том 4 л.д. 117 - 131).
Вышеуказанным постановлением обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (далее также ООО "КЭнК", Общество) утверждена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (пункт 4 приложения в„– 2).
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса принято постановление в„– 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" (далее также Постановление в„– 958 - том 4 л.д. 132 - 169).
Пунктом 4 таблицы 3 приложения к постановлению ООО "КЭнК" утвержден размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год, - 6 186 151,16 тыс. руб.
30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление в„– 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее также Постановление в„– 960 - том 4 л.д. 105 - 116).
Пунктами 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 приложения к Постановлению в„– 960 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, а именно между ООО "КЭнК" и ООО "Горэлектросеть", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС"), АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ООО "ОЭСК", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ОАО "РЖД" (Красноярская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ООО "ЭнергоПаритет", ООО "Энергосервис".
Перечисленные постановления опубликованы на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru, 30 ноября 2022 года (том 4 л.д. 170).
Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений в письменной и устной форме (том 1 л.д. 28 - 29, том 4 л.д. 197 - 202, том 5 л.д. 167 - 173) просит признать не действующими с момента издания Постановления в„– 960 и в„– 958 в вышеприведенных частях, Постановление в„– 957 в части установления пунктом 4 приложения в„– 2 Обществу необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 год, как противоречащие нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
Административный истец считает, что необходимая валовая выручка (далее также НВВ) на 2023 год органом регулирования установлена с нарушением тарифного законодательства, поскольку неверно определены количество активов (объем условных единиц), необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекс эффективности подконтрольных расходов, при корректировке неподконтрольных расходов необоснованно исключены расходы на рентабельность по договорам на услуги по тех. освидетельствованию, расчет выпадающих доходов осуществлен с нарушениями как по основанию неверного определения корректировки по результатам выполнения инвестиционной программы, так и учета выпадающих доходов предыдущих периодов. Изложенное привело к установлению НВВ в экономически необоснованном, заниженном размере, вследствие чего размер предпринимательской прибыли, исчисляемый в процентном отношении к размеру НВВ, также определен неверно. Соответственно неверно исчислены индивидуальные тарифы. Полагает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности.
Определением суда от 31 мая 2023 года административное исковое заявление Общества о признании недействующим со дня принятия Постановления в„– 960 в части пункта 10 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год) оставлено без рассмотрения, поскольку имеется не вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
В судебном заседании представитель административного истца - М., действующая на основании доверенности от 1 января 2023 года (том 1 л.д. 147), заявленные требования поддержала по тем основаниям, что изложены в административном иске и уточнении к нему (том 1 л.д. 28 - 29, том 4 л.д. 197 - 202, том 5 л.д. 167 - 173).
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса Ш., действующая на основании доверенности в„– 1 от 09 января 2023 года (том 1 л.д. 50), в судебном заседании возражала против требований административного истца, письменные возражения, приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 151 - 158).
Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" З., действующая на основании доверенности от 30 марта 2022 года в„– 42/23 (том 1 л.д. 56), поддержала доводы административного истца о возможности учета положительной корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы. Пояснения в письменном виде приобщены к материалам дела (том 6 л.д. 12 - 15).
Представитель заинтересованного лица ООО "ЭнергоПаритет" - адвокат З., действующая на основании доверенности от 12 февраля 2021 года в„– 08/2020 (том 6 л.д. 35) требования административного истца о допущенных нарушениях при определении индекса эффективности подконтрольных расходов, условных единиц, выпадающих доходов в части возможности применения к ООО "КЭнК" пункта 7 Основ ценообразования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованные лица ООО "Горэлектросеть", АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ООО "ОЭСК", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", Красноярская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ООО "Энергосервис" своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Фроловой Т.Е., суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (утратил силу 1 января 2023 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 104 части 1 Федерального закона от 21 декабря 2021 года в„– 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Федеральный закон "Об электроэнергетике").
Согласно пункта 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике").
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 в„– 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил. По процедуре и порядку принятия нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года в„– 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Регулирующие органы при установлении регулируемых цен (тарифов) принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов (пункт 7 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Основания, по которым отказано во включении в тариф отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Судом установлено, что ООО "КЭнК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы (очередной долгосрочный период регулирования).
28 апреля 2022 года ООО "КЭнК" обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 123).
По результатам экспертизы предложений Общества регулятором произведен расчет НВВ и далее, на заседании правления РЭК Кузбасса, приняты оспариваемые постановления. Из них Постановлениями в„– 957 и в„– 958 для ООО "КЭнК" необходимая валовая выручка на 2023 год определена в размере 6186151,16 тыс. руб., Постановлением в„– 960 утверждены индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ООО "КЭнК" и смежными сетевыми организациями (том 4 л.д. 105 - 169).
Обратившись в суд и утверждая о недействительности нормативных правовых актов, административный истец указывает на то, что необходимая валовая выручка необоснованно занижена.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
При регулировании цен (тарифов) применяется в числе прочих метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования).
Из положений пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, определяются на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Основные методологические положения по формированию регулируемых тарифов (цен) с использованием метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определены в Методических указаниях, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. в„– 98-э (далее - Методические указания в„– 98-э).
Расчет необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й (отличный от первого) годы долгосрочного периода регулирования осуществляется по формулам, приведенным пункте 11 Методических указаний в„– 98-э.
Поскольку для филиала ООО "КЭнК" 2023 год является четвертым годом долгосрочного периода регулирования расчет необходимой валовой выручки осуществлен по формуле 2 Методических указаний в„– 98-э, используемой для i-го года долгосрочного периода регулирования (экспертное заключение РЭК Кузбасса по материалам, предоставленным ООО "КЭнК" для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год - том 1 л.д. 159 - 250, том 2 л.д. 1 - 250, том 3 л.д. 1 - 250, том 4 л.д. 1 - 24).
Указанная формула в числе показателей содержит индекс эффективности подконтрольных расходов (Хi), количество условных единиц соответственно в i-том и (i-1)-ом году долгосрочного периода регулирования (уеi, уеi-1), неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, для i-го года долгосрочного периода регулирования (НРi); расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленные в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования (Вi).
Пунктом 38 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей до 14 ноября 2022 года) и пунктом 6 Методических указаний в„– 98-э к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесен индекс эффективности подконтрольных расходов, определяемый регулирующими органами с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
14 ноября 2022 года Правительством Российской Федерации принято постановление в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее также постановление Правительства РФ в„– 2053).
Вышеуказанным постановлением внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, в числе которых Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года в„– 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в редакции постановления Правительства РФ в„– 2053 индекс эффективности подконтрольных расходов устанавливается регулирующими органами в размере 1 процента.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что индекс эффективности подконтрольных расходов установлен Обществу в 2019 году при определении долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период 2020 - 2024 годы в размере 5%.
15 ноября 2022 года ООО "КЭнК" обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением о пересмотре индекса эффективности подконтрольных расходов в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ в„– 2053, которым пересмотрен порядок определения данного долгосрочного параметра регулирования (том 4 л.д. 217).
РЭК Кузбасса вышеуказанное заявление оставлено без удовлетворения, что согласуется с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения.
Так согласно абзаца 19 пункта 12 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), а также в случаях, предусмотренных пунктом 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике в отношении территориальных сетевых организаций, осуществляющих регулируемую деятельность одновременно на территориях городов федерального значения и граничащих с ними субъектов Российской Федерации.
Указание на возможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования в соответствии с актами Правительства Российской Федерации содержится в абзаце 30 пункта 38 Основ ценообразования.
Вместе с тем положений, позволяющих регулирующим органам в течение долгосрочного периода регулирования осуществить пересмотр установленного ранее долгосрочного параметра - индекса эффективности подконтрольных расходов, в связи с новым подходом к его определению, постановление Правительства РФ в„– 2053 и Основы ценообразования, как и иные нормативные правовые акты в области электроэнергетики, имеющие большую юридическую силу, не содержат.
Соответственно применение при расчете НВВ Общества на 2023 год индекса эффективности подконтрольных расходов, ранее утвержденного на долгосрочный период, является верным.
В части условных единиц электросетевого оборудования Обществом на тарифное регулирование 2023 года заявлено об объеме таковых в 91680,59 у.е. Органом регулирования объем условных единиц принят в размере 91625, 39 у.е. (том 1 л.д. 172 - 178).
Разногласия по количеству условных единиц возникли в связи с исключением РЭК Кузбасса из состава таковых коммутационных аппаратов в виде разъединителей.
Порядок определения условных единиц для распределения общей необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей по уровням напряжения, используемой при расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), определен Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06 августа 2004 года в„– 20-э/2 (далее также Методические указания в„– 20-э).
В соответствии с абзацем 18 пункта 57 Методических указаний в„– 20-э/2 для расчета тарифов (цен) используется расчет условных единиц согласно приложению 2.
В приложении 2 "Система условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения" к Методическим указаниям в„– 20-Э/2 содержится таблица в„– П2.2 "Объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4 - 20 кВ в условных единицах", где перечислены объекты электросетевого хозяйства.
Применительно к коммутационным аппаратам в таблице перечислены: воздушный выключатель (в„– п/п 3); масляный выключатель (в„– п/п 4); выключатель нагрузки (в„– п/п 6).
В абзаце 5 примечания к данной таблице указано, что значение условных единиц п. п. 4 и 6 "Масляные выключатели 1 - 20 кВ" и "Выключатели нагрузки 1 - 20 кВ" относятся к коммутационным аппаратам, установленным в распределительных устройствах 1 - 20 кВ подстанций 35 - 1150 кВ, ТП, КТП и РП 1 - 20 кВ, а также к секционирующим коммутационным аппаратам на линиях 1 - 20 кВ.
Другие виды коммутационных аппаратов, в том числе разъединители, в таблице не перечислены.
В абзацах 2 и 4 примечания к таблице в„– П2.2 разъяснено, что условные единицы по п. п. 2 - 9 учитывают трудозатраты по обслуживанию и ремонту оборудования, не включенного в номенклатуру условных единиц (трансформаторы напряжения, аккумуляторные батареи, сборные шины и т.д.), резервного оборудования.
По п. п. 3 - 6 учтены дополнительные трудозатраты на обслуживание и ремонт устройств релейной защиты и автоматики, а для воздушных выключателей (п. 3) - дополнительно трудозатраты по обслуживанию и ремонту компрессорных установок.
При установленных обстоятельствах суд находит правильным вывод регулирующего органа о том, что разъединители не подлежат отдельно учету при расчете условных единиц. Доводы административного истца об обратном со ссылками на письма ФАС России и департамента развития электроэнергетики Минэнерго России (том 6 л.д. 68 - 72) суд находит несостоятельными.
В составе неподконтрольных расходов по статье затрат "прочие неподконтрольные расходы" Обществом заявлено ко включению в НВВ на услуги по техническому освидетельствованию энергообъектов суммы в 4744, 51 тыс. руб. (том 1 л.д. 231 - 233).
Указанные расходы, предусмотренные подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования в составе прочих расходов на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, приняты органом регулирования в размере 3585,68 тыс. руб., снижение обусловлено исключением из стоимости услуг по договорам суммы рентабельности (том 1 л.д. 233).
С таким подходом органа регулирования к определению значения расходов суд не может согласиться.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 и пунктом 29 Основ ценообразования заявленные расходы по данной статье затрат должны определяться (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах) исходя из: регулируемых государством цен; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования).
Таким образом действующее законодательство в сфере тарифного регулирования предусматривает последовательный порядок применения информации о ценах, и в случае невозможности использования источников информации, предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования, а также при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов - орган регулирования по правилам пункта 31 Основ ценообразования использует в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией.
В рассматриваемом случае плановые значения расходов Обществом обоснованы договорами на выполнение работ по комплексному диагностическому обследованию силовых кабельных линий, заключенными без прохождения конкурентных процедур (торгов). Итоговая стоимость работ по договорам сформирована с учетом сумм рентабельности (том 1 л.д. 124 - 131 - договор от 19 января 2021 года в„– 3042/20).
Регулирующий орган затраты на услуги по техническому освидетельствованию энергообъектов принял исходя из представленных Обществом договоров, исключив из цены договора одну из составляющих (рентабельность). Сведения о применении иных источников информации о ценах на данные виды работ (услуг) в порядке пункта 29 Основ ценообразования в экспертном заключении отсутствуют. Показания свидетеля со стороны административного ответчика Ш. (начальника отдела ценообразования в электроэнергетике ОАО "Агентство энергетических экспертиз") в указанной части экспертное заключение не восполнили.
Тем самым РЭК Кузбасса нарушена последовательность применения источников информации о ценах, предусмотренная пунктом 29 Основ ценообразования, вследствие чего расходы на услуги по техническому освидетельствованию энергообъектов приняты в размере 3585,68 тыс. руб. в отсутствие надлежащего экономического обоснования.
Доводы стороны административного ответчика о том, что рентабельность не подлежит включению в состав расходов на осуществление деятельности по передаче электрической энергии, вследствие чего ее исключение правомерно, не позволяют прийти к выводу о возможности в связи с этим отступить от положений подпункта 1 пункта 28 и пункта 29 Основ ценообразования, закрепивших источники информации о ценах на расходы и последовательность их использования.
Оценивая доводы административного истца о допущенных нарушениях при корректировке НВВ на 2023 год, произведенной регулирующим органом в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, суд отмечает следующее.
В силу пункта 37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 32 настоящего документа, осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, с учетом отклонения совокупного объема инвестиций, фактически осуществленных в течение истекшего периода регулирования в рамках утвержденной (скорректированной) в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы, от объема инвестиций, предусмотренного утвержденной (скорректированной) в установленном порядке до начала очередного года долгосрочного периода регулирования инвестиционной программой, учтенного при установлении тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования.
Абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего пункта.
Под инвестиционной программой в пункте 2 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года в„– 977, понимается совокупность всех намечаемых к реализации и (или) реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов в период, на который разрабатывается инвестиционная программа.
Корректировка необходимой валовой выручки на i-тый год долгосрочного периода регулирования - ВiкоррИП, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется по формуле 9, содержащейся в пункте 11 Методических указаний в„– 98-э, и является составляющей формулы 3 названных Методических указаний, участвуя в расчете значения Вi - расходы i-го года долгосрочного периода регулирования.
Обществом заявлено о финансировании инвестиционных проектов по результатам выполнения инвестиционной программы за 2021 год на сумму 717 401, 55 тыс. руб.
В свою очередь регулирующий орган по результатам анализа исполнения инвестиционной программы ООО "КЭнК" пришел к выводу о том, что экономически обоснованный объем фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств в 2021 году составил 666050, 92 тыс. руб. без НДС (том 2 л.д. 11 - 14).
Разногласия имеют место по инвестиционным проектам, фактическое финансирование которых, превысило плановое, а также инвестиционным проектам, из стоимости которых исключены расходы на технический надзор со стороны руководства компании за строительством/реконструкцией объектов электросетевого хозяйства.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель генерального директора ОАО "Агентство энергетических экспертиз" Ф. показал, что анализ инвестиционной программы Общества за 2021 год им осуществлялся в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями в„– 98-э, согласно которым не учитывается превышение величины фактического финансирования инвестиционного проекта над его плановой величиной, при этом организация не лишена возможности внести изменения в инвестиционную программу дабы фактические значения соответствовали плановым.
Основания не согласиться с таким подходом органа регулирования у суда отсутствуют.
Согласно формуле 9 Методических указаний в„– 98-э величина корректировки НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы на (i-1)-й год, определяется как результат суммирования произведений расчетной величины собственных средств регулируемой организации для финансирования инвестиционной программы, учтенной при установлении тарифов в году i-2, которая не может принимать отрицательные значения, и разности между отношением планового размера финансирования (ИПзаявi-2) к объему фактического финансирования (ИПфактi-2) инвестиционной программы, и единицей (1), за вычетом учтенной при расчете тарифов на (i-1) год корректировки необходимой валовой выручки на (i-2)-й год долгосрочного периода регулирования, осуществленной в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период на (i-2)-го года по результатам 9 месяцев (ВкоррИПi-2 9 мес). В формуле используется фактический процент исполнения инвестиционной программы за 9 месяцев (i-2) года, а указанная корректировка осуществляется при отклонении исполнения инвестиционной программы более чем на 10%.
Для целей расчета под плановым размером финансирования (ИПзаявi-2) понимается совокупность инвестиционных проектов инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС, под объемом фактического финансирования (ИПфактi-2) понимается совокупность инвестиционных проектов инвестиционной программы, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-2) долгосрочного периода регулирования (пункт 11 Методических указаний в„– 98-э).
Из них плановые показатели инвестиционной программы включаются в расчет необходимой валовой выручки сетевой организации при установлении тарифов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования и тем самым за счет тарифного регулирования сетевая организация получает от потребителей средства, запланированные для реализации инвестиционной программы.
Тем самым за счет тарифных источников фактическое финансирование инвестиционного проекта на соответствующий год компенсируется в размере его планового финансирования, предусмотренного на этот год.
В случае если инвестиционные проекты, предусмотренные инвестиционной программой, не были реализованы, из необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, устанавливаемой на очередной период регулирования, исключаются расходы на реализацию этих проектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам). При пересмотре указанной инвестиционной программы необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, на очередной период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам) (абзац 9 пункта 32 Основ ценообразования).
Возможность внесения изменений в инвестиционную программу (корректировки инвестиционной программы) предусмотрена пунктом 67 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года в„– 977. Утверждение изменений в инвестиционную программу осуществляется в порядке и сроки, которые установлены данными Правилами для утверждения инвестиционных программ, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта.
Обществом какого-либо экономического обоснования увеличения фактического финансирования инвестиционных проектов относительно плановых не названо, соответствующая корректировка инвестиционной программы в связи с необходимостью увеличения планового финансирования отдельных мероприятий не проводилась.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае в рамках тарифного регулирования исключение превышающей суммы фактического финансирования над плановым размером инвестиционной программы за 2021 год, учитываемым при установлении тарифов, является правомерным, направленным на обеспечение баланса экономических интересов поставщика и потребителей электрической энергии, в тариф которым включена инвестиционная составляющая.
Заявляя о допущенных нарушениях при определении величины фактического исполнения инвестиционной программы за 2021 год, административный истец ссылается также на необоснованное исключение из стоимости инвестиционных проектов затрат на технический надзор за строительством/реконструкцией объектов электросетевого хозяйства, осуществляемый Обществом, как заказчиком, силами сотрудников в чьи полномочия включено проведение технического контроля, и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Регулирующим органом данные затраты исключены со ссылкой на пункт 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, раскрывающий понятие технического заказчика (том 2 л.д. 12). Допрошенный в судебном заседании свидетель Ф. дополнительно отметил, что включение в стоимость инвестиционного мероприятия расходов на технический надзор, выполняемый сотрудниками Общества, состоящими в его штате, для которых определен фонд оплаты труда, повлечет двойной учет данных затрат.
Относительно примененного подхода следует отметить, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
Под застройщиком в силу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подразумевается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.
Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда (часть 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано проводить строительный контроль.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (часть 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года в„– 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее также Положение в„– 468).
Согласно пункту 3 Положения в„– 468 строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (заказчик).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (пункт 4 Положения в„– 468).
Перечень конкретных контрольных мероприятий, проводимых подрядчиком и заказчиком в рамках осуществления строительного контроля, содержатся в пунктах 5 и 6 Положения в„– 468, из содержания которых не усматривается возможность их проведения одним и тем же лицом.
Таким образом заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
Понятие технического заказчика содержится в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под ним понимается юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частями 2.1 и 2.2 статьи 52, частями 5 и 6 статьи 55.31 настоящего Кодекса.
Экспертное заключение регулирующего органа в части анализа фактического исполнения инвестиционной программы за 2021 год при исключении из стоимости инвестиционных проектов расходов на строительный контроль какого-либо обоснования тому применительно к вышеуказанным положениям законодательства в совокупности с данными о членстве ООО "КЭнК" в саморегулируемой строительной организации Кемеровской области - Ассоциация СРО "Главкузбасстрой" (том 4 л.д. 221 - 222) не содержит, равно как и анализа данных расходов на предмет их включения в фонд оплаты труда, в целях исключения из НВВ Общества дублирующих расходов.
Одновременно суд обращает внимание на то, что затраты по ряду инвестиционных проектов были приняты регулирующим органом с учетом в их составе расходов на содержание службы заказчика - застройщика (технического надзора) ООО "КЭнК" (том 2 л.д. 179 - 186). Однако оснований к сохранению данного вида расходов, при общем подходе к их оценке - не учитывать, также не приведено.
Исходя из установленных обстоятельств определенную РЭК Кузбасса корректировку НВВ Общества на 2023 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, невозможно признать экономически обоснованной.
Поскольку корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2021 год (ВiкоррИП), является составляющей формулы 3 Методических указаний в„– 98-э и участвует в расчете значения Вi (расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка), суд соглашается с доводами административного истца о том, что расчет статьи "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" подлежит корректировке с учетом выводов по статье затрат "Корректировка в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период".
Вместе с тем с доводами административного истца о допущенных нарушениях при расчете НВВ Общества по статье "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" в части учета результатов деятельности предыдущих периодов, суд не может согласиться.
Как было указано ранее расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний и корректировка необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования, рассчитываются по формуле 3 пункта 11 Методических указаний в„– 98-э.
Одной из составляющих формулы 3 является Вiраспред - учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования. Указанное распределение осуществляется на период не более 5 лет и может принимать как положительные, так и отрицательные значения.
Административный истец полагает, что в нарушение требований законодательства в состав НВВ на 2023 год не включены ранее признанные экономически обоснованными расходы Общества за 2017 год, распределенные в 2019 году в целях сглаживания изменения тарифов на последующие периоды.
Пунктом 7 Основ ценообразования (абзац 10) предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).
Таким образом, в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение 5 лет начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, в котором они были выявлены, в том числе относящихся к нескольким долгосрочным периодам регулирования
Из экспертного заключения по материалам, представленным ООО "КЭнК" для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии, реализуемой на потребительский рынок на 2019 год в части статьи "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" следует, что экономически обоснованный размер расходов по указанной статье составил 643731, 42 тыс. руб., в ее составе также учтена величина распределяемой выручки в размере 111868, 39 тыс. руб., утвержденная на 2019 год. Вместе с тем, в связи с ограничением роста тарифов из НВВ предприятия, обоснованный размер выпадающих доходов в сумме 643731, 42 тыс. руб. предложено учесть в последующем долгосрочном периоде. Кроме того, в целях сглаживания тарифа перенесена на последующий период сумма 95727, 55 тыс. руб. Общее значение суммы, не учтенной при определении НВВ на 2019 год с целью сглаживания изменения тарифа, и подлежащей учету в последующем долгосрочном периоде регулирования, составило 739458, 97 тыс. руб. (том 5 л.д. 174 - 186).
В ходе тарифного регулирования на 2020 год экспертами РЭК Кузбасса статья затрат "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" исчислена в размере 709328, 51 тыс. руб. исходя из следующего расчета: 18649, 84 + 257192, 95 + 154568, 91 - 454493, 73 - 6048, 43 + 739458, 97 = 709328, 51. Механизм произведенного расчета, последовательность совершения математических действий позволяет сделать вывод о том, составляющая Вiраспред в размере 739458, 97 тыс. руб. при сложении с иными составляющими значения Вi частично компенсировала их отрицательные значения (том 5 л.д. 187 - 198). В целях сглаживания тарифа затраты по статье "Выпадающие доходы" - 709328, 51 тыс. руб., а также сумму 439262, 27 тыс. руб. (всего 1148590, 78 тыс. руб.) предложено учесть в последующих периодах регулирования.
Далее, при тарифном регулировании на 2021 год статья затрат "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" определена экспертами регулирующего органа по формуле 3 Методических указаний в„– 98-э в размере 1012352, 32 тыс. руб. исходя из следующих величин: ((-151649, 79) + (- 14 451, 69)) x (1 + 3,2%) x (1 + 3,6%) + 1189940, 05 (Вiраспред с учетом ИПЦ). Регулирующим органом указано на необходимость применения корректировки по результатам пересмотра расходов ООО "КЭнК" на основании предписания ФАС России, в результате чего к значению Вi в сумме 1012352, 32 тыс. руб. добавлена корректировка минус 269494, 64 тыс. руб. С учетом изложенного значение Вi составило 742857, 68 тыс. руб. (том 5 л.д. 205 - 212).
Тарифы 2021 года и показатели для их расчета (НВВ сетевых организаций) были пересмотрены РЭК Кузбасса на основании приказа ФАС России.
Согласно экспертного заключения, подготовленного РЭК Кузбасса во исполнение приказа ФАС России от 07 сентября 2021 года в„– 946/21, затраты Общества на 2021 год по статье "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" составили 955786, 82 тыс. руб., исходя из следующего расчета по формуле 3 Методических указаний в„– 98-э: ((-151649, 79) + (- 67358, 57)) x (1 + 3,2%) x (1 + 3,6%) + 1189940, 05 (Вiраспред с учетом ИПЦ). Указанный расчет, исходя из последовательности совершения математических действий, позволяет сделать вывод о том, составляющая Вiраспред в размере 1189940, 05 тыс. руб. частично компенсировала отрицательные значения, возникшие в результате сложения иных составляющих значения Вi (том 5 л.д. 199 - 204, том 6 л.д. 38 - 57). Кроме того, во исполнение предписания ФАС России, к значению Вi в сумме 955786, 82 тыс. руб. добавлена корректировка минус 269494, 64 тыс. руб. С учетом изложенного значение Вi. составило 686 292, 18 тыс. руб. Тем самым за счет суммы выпадающих доходов предыдущих периодов погашена и данная отрицательная корректировка НВВ. После этого расходы по статье "Выпадающие доходы" в размере 686 292, 18 тыс. руб. на основании пункта 7 Основ ценообразования предложено учесть в последующих периодах.
При тарифном регулировании 2022 года составляющая Вiраспред в размере 686 292, 18 тыс. руб. x (1 + 4,3% - ИПЦ) участвовала в расчете затрат по статье "Выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования" (Вi). С учетом данного значения величина затрат по статье определена в размере 1396595, 19 тыс. руб., после чего предложено включить ее в НВВ последующих периодов регулирования на основании пункта 7 Основ ценообразования (том 5 л.д. 213 - 220).
Определяя размер НВВ и уровень тарифов на 2023 год выпадающие доходы (экономия средств) за исключением выпадающих доходов, учтенных в соответствии с п. 87 Основ ценообразования", определены регулирующим органом в размере 2624062, 35 тыс. руб. В их составе учтена составляющая Вiраспред в размере 1396595, 19 тыс. руб. x (1 + 6% - ИПЦ). Сумму выпадающих расходов предложено включить в НВВ последующих периодов регулирования на основании пункта 7 Основ ценообразования (том 2 л.д. 16, 19 - 20).
Таким образом органом регулирования осуществляется перераспределение необходимой валовой выручки в целях сглаживания изменения тарифов, образованные в связи с этим недополученные доходы за 2019 год (в том числе выявленные в 2019 году по итогам 2017 года) по правилам пункта 7 Основ ценообразования подлежат учету в НВВ не позднее, чем на 2024 год.
При этом в ходе рассмотрения дела подтверждено, что величина необходимой валовой выручки ООО "КЭнК" за три последних периода регулирования не составляла менее 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, вследствие чего применение РЭК Кузбасса к Обществу пункта 7 Основ ценообразования и распределение экономически обоснованных расходов Общества в целях сглаживания изменения тарифов не противоречит нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из установленных обстоятельств, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что расчет региональной энергетической комиссии необходимой валовой выручки для ООО "КЭнК" на 2023 год в связи с допущенными нарушениями по ряду статей затрат нельзя признать экономически обоснованным, тогда как формирование экономически обоснованных тарифов в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона "Об электроэнергетике", является нормативно установленной обязанностью органов регулирования.
В соответствии с абзацем 19 пункта 2 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки сетевой организации, используемую при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, остающейся в распоряжении сетевой организации и расходуемой по ее усмотрению.
Расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями (абзац 19 пункта 38 Основ ценообразования).
В связи с изложенным, поскольку расчетная предпринимательская прибыль является производной от размера необходимой валовой выручки, при расчете которой РЭК Кузбасса допущены нарушения, ее значение также подлежит последующей корректировке.
В силу действующего законодательства в области электроэнергетики необходимая валовая выручка организации, осуществляющей регулируемую деятельность, является одним из основных экономических показателей, необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Самостоятельного правового и экономического значения в отрыве от тарифов на услуги по передаче электрической энергии НВВ не имеет.
Согласно пункту 49 Методических указаний в„– 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения (то есть выручкой по котловым тарифам), и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций) (то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования). Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Таким образом, пересмотр НВВ сетевой организации обуславливает пересмотр органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете Обществу необходимой валовой выручки на 2023 год, размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "КЭнК" и ООО "Горэлектросеть", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС"), АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ОАО "РЖД" (Красноярская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД"), ООО "ЭнергоПаритет", ООО "Энергосервис" на 2023 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании НВВ административного истца, также подлежат пересчету.
Таким образом у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемые административным истцом Постановления в„– 957, в„– 958 и в„– 960 следует признать не действующими в части с момента их принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию оплаченная им при подаче иска в суд государственная пошлина в размере 13500 рублей (том 1 л.д. 14).
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими со дня принятия:
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года в„– 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 в„– 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" в части установления пунктом 4 приложения 2 обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая Компания" необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2023 год в размере 6 186 151,16 тыс. руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года в„– 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" в части установления пунктом 4 таблицы 3 приложения обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая Компания" необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям в Кемеровской области - Кузбассе на 2023 год, в размере 6 186 151,16 тыс. руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года в„– 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса).
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанные не действующими в части.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса" www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая Компания" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Мотивированное решение составлено 13 июня 2023 года.

Председательствующий
С.В.КИКЛЕВИЧ


------------------------------------------------------------------