Типы документов



Приказ Министерства образования Кузбасса от 06.03.2023 N 655 "Об утверждении Порядка формирования предметных комиссий Кемеровской области - Кузбасса по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

ПРИКАЗ
от 6 марта 2023 г. в„– 655

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ПО ПРОВЕРКЕ РАЗВЕРНУТЫХ
ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ЭКЗАМЕНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях повышения качества подготовки экспертов и обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 в„– 190/1512, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования предметных комиссий Кемеровской области - Кузбасса по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА).
2. Государственному казенному учреждению "Кузбасский центр мониторинга качества образования" (О.А.Шитова) довести настоящий приказ до сведения председателей, заместителей председателей, экспертов предметных комиссий ГИА.
3. Сектору по связям с общественностью и медиакоммуникациям Министерства образования Кузбасса разместить настоящий приказ на официальном сайте Министерства образования Кузбасса.
4. Отделу правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса (Е.В.Каменская) разместить настоящий приказ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" и на официальном интернет-портале правовой информации.
5. Признать утратившим силу приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 26.12.2019 в„– 2520 "Об утверждении Порядка формирования предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
образования Кузбасса
С.Ю.БАЛАКИРЕВА





Утвержден
приказом Министерства
образования Кузбасса
от 6 марта 2023 г. в„– 655

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА ПО ПРОВЕРКЕ РАЗВЕРНУТЫХ
ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ЭКЗАМЕНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящий Порядок определяет квалификационные требования к членам предметных комиссий и опыту по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА), показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания, процедуру проведения квалификационного испытания и присвоения статусов (ведущий эксперт предметной комиссии, старший эксперт предметной комиссии, основной эксперт предметной комиссии).
1. Общие положения.
1.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА, для проверки развернутых ответов участников экзаменов.
1.2. В состав предметных комиссий входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии и члены предметных комиссий (далее - эксперты предметных комиссий).
Кандидатуры председателей предметных комиссий по соответствующим учебным предметам представляются на согласование в Рособрнадзор председателем государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области - Кузбасса (далее - ГЭК).
1.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК по представлению председателей предметных комиссий не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
Количественный состав предметных комиссий определяется исходя из числа обучающихся, выпускников прошлых лет, которые будут сдавать ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки развернутых ответов участников экзаменов.
1.4. В состав экспертов предметных комиссий включаются учителя образовательных организаций, педагогические работники образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
1.5. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту предметной комиссии может быть присвоен один из статусов: ведущий эксперт предметной комиссии, старший эксперт предметной комиссии, основной эксперт предметной комиссии.
1.6. Ведущий эксперт предметной комиссии - статус, присваиваемый председателю предметной комиссии и (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя предметной комиссии, позволяющий:
осуществлять руководство подготовкой и подготовку экспертов предметной комиссии на региональном уровне;
консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя предметной комиссии);
устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя предметной комиссии);
осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;
участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2.
1.7. Старший эксперт предметной комиссии - статус, присваиваемый эксперту предметной комиссии, позволяющий:
консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя предметной комиссии);
осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии в том числе в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляции (в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами) (по поручению председателя предметной комиссии);
осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2.
1.8. Основной эксперт предметной комиссии - статус, присваиваемый эксперту предметной комиссии, позволяющий:
осуществлять первую, вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии, в том числе в рамках межрегиональной перекрестной проверки;
осуществлять отбор изображений, незаполненных участниками экзаменов бланков ответов в„– 2, дополнительных бланков ответов в„– 2.
2. Квалификационные требования к экспертам предметных комиссий и опыту по проверке развернутых ответов участников экзаменов:
2.1. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания (в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" и (или) тестирование со сдачей зачета председателю предметной комиссии).
2.2. Для присвоения статуса ведущий эксперт предметной комиссии необходим опыт организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек. Экспертам предметной комиссии, не назначенным заместителем председателя или председателем предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу ведущий эксперт предметной комиссии, присваивается статус старшего эксперта предметной комиссии.
2.3. Статусы ведущего эксперта предметной комиссии и старшего эксперта предметной комиссии могут присваиваться только экспертам предметной комиссии, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса ведущего эксперта предметной комиссии опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов должен составлять не менее 3-х лет.
3. Показатели согласованности оценивания для присвоения статусов экспертам предметных комиссий:
3.1. Присвоение статусов экспертам предметных комиссий осуществляется на основании следующих показателей согласованности оценивания, вычисляемых по результатам квалификационных испытаний:
- доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта предметной комиссии не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов (далее - показатель в„– 1);
- доля позиций оценивания, расхождение в которых составило два и более балла по заданию/критерию оценивания (далее - показатель в„– 2).
3.2. Для присвоения статуса экспертам предметных комиссий устанавливаются следующие значения:
- значение показателя в„– 1:

Статус
Русский язык, иностранные языки, обществознание, литература
Биология, история
Физика, химия, география
Математика (профильный уровень)
ведущий
10%
10%
5%
1%
старший
15%
15%
7%
5%
основной
25%
20%
10%
7%

- значение показателя в„– 2 должно составлять у претендующих на статус ведущего эксперта предметной комиссии - 0%, старшего эксперта предметной комиссии - 0%.
4. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов:
4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляется на федеральном и региональном уровнях.
4.2. На федеральном уровне система согласования включает следующие мероприятия для экспертов предметных комиссий, имеющих статус ведущего эксперта предметной комиссии:
- обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов предметных комиссий при проверке и оценивании;
- проверка и оценивание изображений экзаменационных работ;
- анализ результатов проверки и оценивания.
Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ).
4.3. На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
- на этапе подготовки лиц, претендующих на включение в предметные комиссии:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию развернутых ответов участников экзаменов в процессе подготовки экспертов. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством экспертов предметных комиссий, имеющих статус ведущего эксперта предметной комиссии, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;
- на этапе проведения ГИА:
обязательное проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзамена и разбор критериев оценивания развернутых ответов на каждое задание. Оперативное согласование подходов проводится непосредственно перед проверкой работ после получения критериев оценивания развернутых ответов из государственного казенного учреждения "Кузбасский центр мониторинга качества образования" (далее - ГКУ КЦМКО) в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне с участием всех экспертов предметной комиссии в течение не менее 60 минут.
4.4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются Министерством образования Кузбасса (далее - Министерство), ГКУ КЦМКО и председателями предметных комиссий в соответствии с программой "Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", составленной ГКУ КЦМКО, председателями предметных комиссий и утвержденной приказом Министерства, с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов предметных комиссий, размещенных на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru), изображений экзаменационных работ участников экзаменов прошлых лет.
5. Организация квалификационного испытания
5.1. К прохождению квалификационного испытания допускаются эксперты, успешно прошедшие обучение по программе "Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" в объеме 24 часов под руководством специалистов, имеющих статус ведущего эксперта предметной комиссии, с учетом результатов анализа согласованности работы членов предметной комиссии и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами, анализ проводится председателями предметных комиссий в соответствии с порядком проведения анализа работы предметных комиссий.
5.2. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперта предметной комиссии проводится ежегодно.
5.3. Квалификационное испытание для экспертов предметных комиссий проводится с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов предметной комиссии "Эксперт-ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ и (или) тестирование со сдачей зачета, содержание которого определяет председатель предметной комиссии.
5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном статусе вносится в федеральную и региональную информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.
5.5. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав предметных комиссий и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.
6. Порядок привлечения экспертов предметных комиссий к работе в предметной комиссии:
6.1. Предметные комиссии формируются из числа ведущих экспертов предметной комиссии, старших экспертов предметной комиссии, основных экспертов предметной комиссии.
6.2. Председатель предметной комиссии назначается Министерством по согласованию с Рособрнадзором, председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта предметной комиссии без участия в квалификационном испытании.
Заместителем председателя предметной комиссии назначается только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта предметной комиссии.
6.3. Для проведения третьей проверки назначается эксперт, которому в текущем году присвоен статус ведущего эксперта предметной комиссии или старшего эксперта предметной комиссии, ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, в том числе председатель предметной комиссии.
Для установления правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта привлекается эксперт предметной комиссии, которому в текущем году присвоен статус ведущего эксперта предметной комиссии или старшего эксперта предметной комиссии, а также имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу данного участника экзамена, в том числе председатель предметной комиссии.
Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами привлекается эксперт предметной комиссии, которому в текущем году присвоен статус ведущего эксперта предметной комиссии или старшего эксперта предметной комиссии, и не проверявший ранее экзаменационную работу данного участника экзамена (в случае, когда экзаменационная работа проверялась в рамках межрегиональной перекрестной проверки).
Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Министерством, привлекаются эксперты предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус ведущего эксперта предметной комиссии или старшего эксперта предметной комиссии, имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные экзаменационные работы.
7. Порядок проведения анализа работы предметных комиссий.
7.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы предметных комиссий.
7.2. Анализ работы предметных комиссий проводится в целях оптимизации работы предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников экзаменов, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих уровень субъективности проверяющих работу экспертов предметных комиссий.
7.3. Анализ работы предметных комиссий проводится на основании информации, предоставленной ГКУ КЦМКО, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИПИ и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр тестирования").
В целях обеспечения проведения анализа работы предметной комиссии группе экспертов предметной комиссии, анализирующих работу предметной комиссии, предоставляется доступ к контрольным измерительным материалам в сроки и порядке, установленном Министерством.
7.4. Анализ работы предметных комиссий проводится по следующим направлениям деятельности предметных комиссий:
7.4.1. Условия проведения проверки:
нахождение предметной комиссии в/вне здания регионального центра обработки информации, количество зданий, помещений, где размещается предметная комиссия;
количество аудиторий при работе предметной комиссии;
проведение оперативного семинара-согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
работа консультирующих экспертов, назначенных председателем предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования, (консультация экспертов предметной комиссии, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.), выполнение консультирующими экспертами предметной комиссии других работ в рамках задач, возложенных на предметной комиссии;
наличие специально оборудованного в помещениях работы предметной комиссии рабочего места с выходом в сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами предметной комиссии изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов; востребованность этого рабочего места;
прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы предметной комиссии.
7.4.2. Количество и доля экспертов предметной комиссии, имеющих статус ведущего эксперта предметной комиссии, старшего эксперта предметной комиссии, основного эксперта предметной комиссии, принцип присвоения статуса экспертов предметной комиссии и планирование изменения этих принципов в перспективе.
7.4.3. Квалификация экспертов предметной комиссии (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в предметной комиссии таких экспертов).
7.4.4. Общее количество проверок, проведенных предметной комиссией (отдельно по первой, второй, третьей проверок, установления правильности оценивания развернутого ответа апеллянта в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами, перепроверок экзаменационных работ по решению Министерства).
7.4.5. Общее количество экспертов предметной комиссии, задействованных при проверке экзаменационных работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
7.4.6. Общее количество экспертов предметной комиссии, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами. Принцип отбора экспертов предметной комиссии, устанавливающих правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами.
7.4.7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции баллами, повышенными на апелляции баллами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).
7.4.8. Общее количество экспертов предметной комиссии, осуществлявших третью проверку.
7.4.9. Доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку после проверки в предметной комиссии, т.е. без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всей комиссии).
7.4.10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку, от общего количества проверенных экспертом предметной комиссии работ".
7.4.11. Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом предметной комиссии.
7.4.12. Перечень экспертов предметной комиссии, регулярно (более чем 5% проверяемых экзаменационных работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами предметной комиссии:
случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов предметной комиссии; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное);
случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания при установлении правильности оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное);
другие случаи рассогласования работы экспертов предметной комиссии, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы предметной комиссии, исключение из предметной комиссии, иное).
7.4.13. Результаты выборочной экспертизы председателем предметной комиссии результатов оценивания развернутых ответов участников экзаменов экспертами предметной комиссии, показавшими рассогласованную работу при проведении оценивания развернутых ответов или присутствующими в списках экспертов предметной комиссии, чья работа требует дополнительного анализа (списки в справке ФИПИ с результатами анализа работы предметных комиссий субъектов Российской Федерации в предшествующем году).
7.4.14. Плановое количество экспертов предметной комиссии в следующем году, плановое количество экспертов предметной комиссии, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, устанавливать правильность оценивания развернутых ответов апеллянтов в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами (экспертов, имеющих статус старшего эксперта предметной комиссии или ведущего эксперта предметной комиссии), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам предметной комиссии при проведении квалификационных испытаний.
7.4.15. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов предметной комиссии, формировании предметных комиссий, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
7.4.16. Основные выводы.


------------------------------------------------------------------