Типы документов



Приказ Министерства образования Кузбасса от 08.06.2023 N 1971 "О внесении изменений в приказ Министерства образования Кузбасса от 06.05.2022 N 1145 "Об утверждении положения о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

ПРИКАЗ
от 8 июня 2023 г. в„– 1971

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
КУЗБАССА ОТ 06.05.2022 в„– 1145 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СТРУКТУРЕ И СОСТАВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА"

Приказываю:

1. Внести в приказ Министерства образования Кузбасса от 06.05.2022 в„– 1145 "Об утверждении положения о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса" следующие изменения:
1.1. Заголовок приказа изложить в следующей редакции:
"Об утверждении положения о структуре, составе, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
1.2. Пункт 1 приказа изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемое положение о структуре, составе, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.".
1.3. Положение о структуре и составе региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кемеровской области - Кузбасса, утвержденное приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Сектору по связям с общественностью и медиакоммуникациям Министерства образования Кузбасса обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства образования Кузбасса.
3. Отделу правовой и кадровой работы Министерства образования Кузбасса (Е.В.Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" и на официальном интернет-портале правовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр образования Кузбасса
С.Ю.БАЛАКИРЕВА





Приложение
к приказу Министерства
образования Кузбасса
от 8 июня 2023 г. в„– 1971

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРУКТУРЕ, СОСТАВЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о структуре, составе, функционировании и развитии региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РСНМС) определяет цели и задачи, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кемеровской области - Кузбасса.
1.2. Положение разработано на основании нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 в„– 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 в„– 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Паспорта федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 в„– 16;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 в„– 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
- Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 в„– Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 в„– 367 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Развитие системы образования Кузбасса" на 2014 - 2025 годы";
- Приказа Министерства образования и науки Кузбасса от 01.03.2021 в„– 474 "Об утверждении типового положения о деятельности центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Кемеровской области - Кузбасса".
1.3. Понятия, используемые в Положении:
"единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (ЕФС)" - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"субъект научно-методической деятельности" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
"единый федеральный портал дополнительного профессионального образования" - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров - в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программ ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
"региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - РСНМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе - в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
"центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, образовательной организации высшего образования, профессиональной образовательной организации или юридическое лицо, осуществляющее координацию деятельности субъектов РСНМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
"региональный методист" - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
"региональный методический актив" - объединение региональных методистов, сформированный из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
"тьютор" - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
"методическая служба" - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
"педагогический работник" - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
"управленческие кадры" - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам в настоящем Положении относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
"профессиональное педагогическое сообщество" - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
"профессиональные компетенции" - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
"индивидуальный образовательный маршрут" - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
"стажировочная площадка" - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
"непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
"неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров" - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.

2. Цель, задачи, подходы и принципы функционирования
и развития РСНМС

2.1. Целью функционирования и развития РСНМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
2.2. Стратегические задачи функционирования и развития РСНМС:
2.2.1. В области управления РСНМС:
- интегрировать процессы и результаты деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- синхронизировать критерии и показатели эффективности деятельности различных субъектов РСНМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- внедрить процедуры и инструменты оценки эффективности РСНМС;
- развивать систему "горизонтальных" связей субъектов РСНМС, в том числе в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками.
2.2.2. В области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
- актуализировать содержание и экспертизу качества дополнительных профессиональных программ, обеспечить цифровизацию образовательных технологий и персонификацию образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
2.2.3. В области содержательно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в рамках РСНМС:
- развивать систему адресного научно-методического сопровождения субъектов РСНМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
- обеспечить технологизацию методической деятельности, формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Методологической основой РСНМС являются следующие подходы:
- системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
- личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного образования;
- ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
2.4. Принципы, лежащие в основе функционирования и развития РСНМС:
- соответствие деятельности РСНМС приоритетным задачам в сфере развития образования;
- активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- совместное планирование и принятие решений по постановке задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
- ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников в условиях быстрого развития системы образования;
- взаимная ответственность и доверие, все решения между методическими службами принимаются на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
- координация и интеграция деятельности методических служб разного уровня.

3. Структура, субъекты и функциональная нагрузка субъектов
РСНМС

3.1. В составе РСНМС выделяются субъекты различных уровней.
3.2. В состав РСНМС входят Министерство образования Кузбасса, организации, расположенные на территории Кемеровской области - Кузбасса, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (организации дополнительного профессионального образования, образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" и др.); ЦНППМ; региональные профессиональные педагогические сообщества (региональные профессиональные методические объединения руководящих и педагогических работников, ассоциации, клубы и т.д.), а также иные субъекты научно-методической деятельности на региональном уровне.
3.2.1. Министерство образования Кузбасса:
- утверждает комплекс мер (дорожную карту) по созданию РСНМС;
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РСНМС;
- осуществляет мониторинг эффективности функционирования РСНМС.
3.2.2. Организации дополнительного профессионального образования:
- обеспечивают разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
- организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров;
- осуществляют научно-методическое сопровождение инновационных процессов и их распространение в региональной системе образования.
3.2.3. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников:
- взаимодействует с координатором единой федеральной системы научно-методического сопровождения, в том числе обеспечивает работу на едином федеральном портале ДПО;
- координирует деятельность РСНМС;
- организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
- организует внедрение целевой модели наставничества педагогических работников;
- организует внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
- координирует методическую (научно-методическую) деятельность общественно-профессиональных объединений;
- организует проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
- организует обучение педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
- организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
- осуществляет адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
3.2.4. Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
- посткурсовое сопровождение программ ДПО;
- реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
- тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
- выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
- организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
- методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
- оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
3.2.5. Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки" участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.6. Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.7. Методические советы участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.8. Профессиональные педагогические сообщества (региональные профессиональные методические объединения руководящих и педагогических работников, ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
- реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2.9. Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения, муниципальные организации дополнительного профессионального образования, муниципальные методические службы включаются в РСНМС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
3.2.10. На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
3.3. Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на разных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кемеровской области - Кузбасса.
3.4. Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, исполнительным органом Кемеровской области - Кузбасса, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и организацией, на базе которой создан и функционирует ЦНППМ.

4. Основные направления и системообразующие мероприятия

4.1. Взаимодействие субъектов РСНМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
- направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
- направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров";
- направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования".
4.2. Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1) включает:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РСНМС;
координацию взаимодействия субъектов РСНМС;
координацию взаимодействия субъектов РСНМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РСНМС.
4.2.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 1 являются концепции, стратегии, комплексные планы ("дорожные карты") совместных мероприятий; соглашения (договоры) о совместной деятельности (партнерстве); семинары-совещания, вебинары; мониторинговые исследования и т.д.
4.2.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 являются на региональном уровне:
- разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
- разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
- организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС;
- формирование и организация деятельности регионального методического актива.
4.3. Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включает:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
4.3.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 2 являются программы ДПО из Федерального реестра; программы ДПО, реализуемые в сетевой форме; программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации; иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров; процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и цифровых компетенций педагогических работников и управленческих кадров.
4.3.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
- повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
- организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
- построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
- организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
- осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
- разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
- организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
- сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
4.4. Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" (далее - Направление 3)
4.4.1. Механизмами взаимодействия субъектов РСНМС в рамках Направления 3 являются:
- комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального образования, деятельности отдельных субъектов РСНМС;
аннотированный каталог научно-методических разработок; инновационные проекты (площадки);
научно-практические конференции, форумы и т.д.
4.4.2. Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в субъекте Российской Федерации, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.

5. Показатели эффективности создания, функционирования
и развития РСНМС

5.1. Показатели эффективности создания, функционирования и развития РСНМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
- комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РСНМС на период до 2024 года (ежегодно) согласно приложению к настоящему Положению;
- вариативная система мониторинга эффективности РСНМС (ежегодно, начиная с 2023 года).
5.2. Показатели эффективности создания, функционирования и развития РСНМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
- доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;
- количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Кемеровской области - Кузбасса);
- доля педагогических работников и управленческих кадров, разработавших индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году не менее 30% нарастающим итогом).
5.3. Показатели эффективности создания, функционирования и развития РСНМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования:
- количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
- доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).





Приложение
к Положению о структуре,
составе, функционировании
и развитии региональной системы
научно-методического сопровождения
педагогических работников
и управленческих кадров

КОМПЛЕКС
МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ НА ПЕРИОД
ДО 2024 ГОДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

Наименование системообразующего мероприятия регионального уровня
Наименование мероприятия
Ответственный субъект РСНМС
Ответственный исполнитель (соисполнители)
Срок
Результат выполнения мероприятия
Направление 1
"Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"
1. Разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РСНМС (положение, дорожная карта, соглашения (договоры) о сотрудничестве)
Утверждение Положения о функционировании РСНМС, дорожной карты
Министерство образования Кузбасса
КРИПКиПРО
Апрель 2023
Распорядительный акт Министерства образования Кузбасса
Разработка и подписание соглашений (договоров) о сотрудничестве
Министерство образования Кузбасса
Субъекты РСНМС
Май - октябрь 2023
Соглашения (договоры) о сотрудничестве
2. Разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС
Разработка и утверждение системы мониторинга эффективности РСНМС (цель, задачи, процедура, критерии и индикаторы эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС)
Министерство образования Кузбасса
КРИПКиПРО
Май 2023
Мониторинг эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС
3. Организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС
Мониторинг эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС
Министерство образования Кузбасса
КРИПКиПРО
Ежегодно в июне
Анализ эффективности функционирования РСНМС, отдельных субъектов РСНМС
4. Формирование и организация деятельности регионального методического актива
Формирование и ежеквартальное обновление базы региональных методистов
КРИПКиПРО
ЦНППМ, образовательные организации
Ежеквартально
База региональных методистов
Координация деятельности регионального клуба методистов
КРИПКиПРО
ЦНППМ
Октябрь 2023 года
План работы регионального клуба методистов
Направление 2
"Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров"
1. Повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов
Разработка и реализация программ ДПО в соответствии с запросами педагогических работников и управленческих кадров, сформулированных на основе выявленных профессиональных дефицитов, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр
КРИПКиПРО
Субъекты РСНМС, осуществляющие обучение по программам ДПО
В течение года
Программы ДПО, разработанные в соответствии с запросами педагогических работников и управленческих кадров, сформулированными на основе выявленных профессиональных дефицитов
Посткурсовое сопровождение программ ДПО
КРИПКиПРО
Субъекты РСНМС, осуществляющие обучение по программам ДПО
В течение года
Аналитические материалы, адресные рекомендации
Тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр
КРИПКиПРО
Субъекты РСНМС, осуществляющие обучение по программам ДПО
В течение года
Аналитические материалы
2. Организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование")
Организационно-методическое сопровождение результатов деятельности базовых образовательных организаций - региональных стажировочных площадок
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, ЦНППМ
В течение года
Методические материалы
Трансляция результатов деятельности стажировочных площадок
КРИПКиПРО
ЦНППМ, Региональные стажировочные площадки
В течение года
Банк эффективных практик
3. Построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций
Выявление профессиональных дефицитов и затруднений
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, ЦНППМ, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки"
2 раза в год
Инструментарий диагностики
Проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, ЦНППМ, региональный методический актив
В течение года
Информационно-методические материалы
4. Организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников
Организация и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров
КРИПКиПРО
Организации дополнительного профессионального образования, ЦНППМ, методические советы, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
В течение года
План образовательных событий, методические материалы
Реализация целевой модели наставничества педагогических работников
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, ЦНППМ, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
В течение года
Методические рекомендации, база наставников образовательных организаций Кузбасса
Разработка и внедрение различных форм адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, ЦНППМ, региональный методический актив, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
Ноябрь 2023 года
Лучшие практики адресной поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы
5. Осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников
Обеспечение механизмов взаимодействия субъектов РСНМС по профилактике профессионального выгорания педагогических работников
Министерство образования Кузбасса
КРИПКиПРО
Декабрь 2023 года
Модель взаимодействия субъектов РСНМС по профилактике профессионального выгорания педагогических работников
Направление 3
"Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования"
1. Обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми)
Разработка методических материалов по актуальным направлениям образования в соответствии с запросами педагогических работников и управленческих кадров
КРИПКиПРО
Организации дополнительного профессионального образования, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
Октябрь 2023 года
Аннотированный каталог научно-методических разработок
Оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, региональный методический актив, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
В течение года
Методические материалы
2. Ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных ДПП, реализуемых в Кемеровской области - Кузбассе, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.)
Выявление, масштабирование, аккумулирование эффективных управленческих и педагогических практик на основе экспертно-аналитической деятельности
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО
Декабрь 2023 года
Банки данных о ДПП, реализуемых в Кемеровской области - Кузбассе, профессиональных педагогических сообществах, передовом педагогическом опыте, перечень стажировочных площадок и т.д.
Вовлечение педагогов в экспертную деятельность
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО
Сентябрь 2023 года
База региональных экспертов
3. Информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
Совершенствование системы информационного сопровождения педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
КРИПКиПРО
Организации дополнительного профессионального образования, профессиональные педагогические сообщества, образовательные организации
В течение года
Модель системы информационного сопровождения педагогической общественности об основных тенденциях развития образования
4. Руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов
Апробация и внедрение инновационных практик в работу образовательных организаций
КРИПКиПРО
КРИПКиПРО, региональные инновационные площадки
Август 2023 года
Отчеты о внедрении инновационных практик, банк инновационных проектов


------------------------------------------------------------------